Вольнодумец на госслужбе. Со дня рождения Михаила Салтыкова-Щедрина – 195 лет

Сегодня исполняется 195 лет со дня рождения классика русской литературы, редактора журнала «Отечественные записки» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Вольнодумец на госслужбе. Со дня рождения Михаила Салтыкова-Щедрина – 195 лет | Репродукция. Фото автора

Репродукция. Фото автора

Родился он в дворянской семье Салтыковых (Щедрин – псевдоним) в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Детство прошло в богатой помещичьей усадьбе. У него была гувернантка, крепостной художник учил рисованию. В дальнейшем учился в Дворянском институте в Москве и в Царскосельском лицее. Блестящее образование.

В 1845 году поступает на государственную службу – в военную канцелярию. В это же время начинает писать. Вероятно, чиновничья среда давала массу тем для размышлений. Будучи сам ее частью, Салтыков-Щедрин мог взглянуть на происходящее со стороны и даже с высоты. Он пишет повесть «Противоречия», главный герой ее – Нагибин – пытается понять «необъяснимый феникс», русскую действительность, устройство жизни с самодержавием и крепостничеством.

В эти же годы написано «Запутанное дело». Ее главный герой – бедный разночинец Иван Мичулин, который пытается выжить, бьется с монструозной государственной системой. «Россия – государство обширное, обильное и богатое – да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве», – пишет Салтыков-Щедрин, словно горько усмехаясь. За вольнодумство был в 1848 году сослан в Вятку.

И все же царский режим был, как видим, сравнительно мягким. Сослали, чай, не в Сибирь – в уездный город. Там он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Аполлоновной. Во время знакомства ему было 30, ей – 14. Когда она повзрослела, женился по страстной любви. Красавица и хорошая хозяйка, умом Елизавета Аполлоновна не блистала, чем вызывала гнев мужа, рычавшего в ответ на ее щебетание: «Дура!». Причем любовь к ней все равно оставалась неизменной.

В Вятке же вверх пошла его карьера. Он работал на госслужбе, параллельно писал сатирические «Губернские очерки». В 1858-м стал вице-губернатором Рязани, затем – Твери. Служил он с перерывами до 1868 года, когда ушел в отставку и сосредоточился на литературе. Салтыков-Щедрин приезжает в Петербург и становится соредактором «Отечественных записок».

Пишет «Историю одного города», роман «Господа Головлевы».

Помнится, в школе мы «проходили» Салтыкова-Щедрина, смеялись над созданными им образами тупых чиновников города Глупова. Брудастый-Органчик, периодически выкрикивающий «Не потерплю!». Перехват-Залихватский, упразднивший науки... Тогда учителя объясняли нам, школьникам, что салтыковская сатира клеймит монархию. Впоследствии стало понятно, что дело не в социальном строе, проблема глубже и никакими революциями ее не устранить.

О свободе слова, прессы во времена Салтыкова-Щедрина говорить не приходится. Цензура была – и довольно жесткая. Как редактор журнала, Салтыков-Щедрин особенно остро это чувствовал. Работать было трудно, в последний момент статьи уродовались правкой цензоров или снимались из номера вовсе. В апреле 1884 года «Отечественные записки» запретили. Писатель тяжело переживал это: «Я лишен возможности ежемесячно беседовать с читателем... Признаться сказать, едва ли не его одного я искренно и горячо любил, с ним одним не стеснялся. И, – не припишите это самомнению, – мне казалось, что эта отвлеченная персона тоже меня любит...».

Он терпеть не мог буржуазно-либеральную прессу, зависимую от денег издателя и, понятное дело, от его вкусов и воззрений. Газету «Новое время», например, он предлагал переименовать в «Чего изволите?».

В последние годы жизни Салтыков-Щедрин издал сборники «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонская старина».

Важнейший его адрес в Петербурге – Литейный проспект, дом # 60. Еще в 1914 году там установили мемориальную доску с надписью «В этом доме жил и 28 апреля 1889 года скончался М. Е. Салтыков-Щедрин». Она и сейчас на месте.

Имя писателя носит в Петербурге районная библиотека на Богатырском проспекте, 9.

Один из лучших живописных портретов Салтыкова-Щедрина (на снимке) написал Иван Крамской по заказу Павла Третьякова, коллекционера русской живописи. Портрет мрачноватый, но очень элегантный. Писатель в черном, что подчеркивает бледность его нервного умного лица. Тонкие руки выдают сильное душевное напряжение – они крепко сжаты, сцеплены. Это портрет человека страдающего, несчастливого. Кстати, авторское повторение находится в Петербурге в музее Пушкинского Дома (но там изображение погрудное).

В Русском музее хранится блестящий портрет Салтыкова-Щедрина кисти Николая Ге. Он написан раньше – в 1872 году. Странно, но тот же темный, почти черный фон. Одет писатель в черный бархат, поглощающий свет. И светятся только лицо и руки. Поза здесь расслабленная, но это, кажется, не столько от довольства, сколько от усталости. А в глазах – та же мука, что и на портрете Крамского.

Когда писатель был уже тяжело болен, жена уговорила позвать священника. Ей удалось добиться визита самого Иоанна Кронштадтского. Сын писателя Константин в мемуарах «Интимный Щедрин» пишет, как горячо молился отец, бывший, в общем-то, атеистом, вместе со священником. Елизавета Аполлоновна, конечно, надеялась на исцеление, ведь Иоанн Кронштадтский был славен этим. Но тщетно. «Уезжая, батюшка поцеловал отца в уста. Как нам потом объяснили, поступал он всегда так, когда видел, что помощь его бесполезна. Это было его последнее напутствие больному туда, откуда, увы, никто не возвращается», – пишет сын.

#день рождения #писатель #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (6851) от 27.01.2021 под заголовком «Вольнодумец на госслужбе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?