Волховская и Шугозерская росписи возрождены в Ленинградской области

Бытовавший на территории Санкт-Петербургской губернии народный художественный промысел становится российским и мировым брендом.

Волховская и Шугозерская росписи возрождены в Ленинградской области | Деревянная тарелка с волховским розаном. Фото автора

Деревянная тарелка с волховским розаном. Фото автора

Всем знакомы такие традиционные для нашей страны промыслы, как Хохломская роспись, Гжель, Жестово, Палех. Связанные с ними художественные традиции развивались в разное время и бережно передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Территории бывшей Санкт-Петербургской губернии хранят свои уникальные художественные традиции.  Именно с вопроса «А что было у нас?» началась история предприятий народных художественных промыслов ООО «Волховская роспись» и ООО «Шугозерская роспись».

«Традиции мастерства художественных промыслов Санкт-Петербургской губернии передавались с середины XIX до начала XX века от мастера к мастеру, но, к сожалению, с приходом индустриализации в 20-е годы XX века были забыты. А изделия, которые использовались в крестьянском быту, стали «музейными предметами» и долго время были доступны очень узкому кругу специалистов, – рассказал сооснователь, соучредитель предприятий Сергей Лебедев. – Что сделали мы? Мы подготовили проект и стали изучать историю территории, обратились к специалистам, занимающимся художественными традициями Ленинградской области. Откликнулся Этнографический музей».


Традиционная прялка в реальном масштабе с элементами шугозерской росписи. Фото автора

Работу над таким масштабным проектом разделили на два этапа. Первый представлял из себя исследование, связанное с возрождением и воссозданием росписей. К нему были привлечены художники, мастера художественной обработки дерева, эксперты, которые в течение года ездили в экспедиции, изучали подлинные изделия, хранящиеся в фондах, воссоздавали колористический ряд, технологию, традиционные формы изделий.

«Художники – творческие люди, с очень тонкой натурой, эксперты – любят точность. Периодически приходилось в буквальном смысле «переводить» с русского научного языка на русский художественный, чтобы было именно то понимание, которое способствовало плодотворной работе по возрождению промысла. В какой-то момент научный сотрудник даже принесла из своей коллекции подлинную Шугозерскую свадебную рубаху того времени и художники, для того, что бы «одеть» правильно с точки зрения традиции нашу неваляшку, примеряли эту рубаху прямо в Этнографическом музее. Второй этап – открытие мастерских в местах бытования. Благодаря содействию структурных подразделений правительства Ленинградской области и администраций Тихвинского и Волховского районов, мы получили помещения для их создания.


Традиционный Волховский розан. Фото автора

Сейчас уже создано и работает для жителей и гостей города официальное представительство в Санкт-Петербурге -  галерея «Линия Мастеров», в которой представлена продукция  двух наших предприятий, предприятий народных художественных промыслов России, известных художников и ремесленников. Здесь можно не только изучить историю своего родного края, но и много узнать про традиции и культуру, а значит - лучше узнать самого себя», - считают Сергей Лебедев и генеральный директор ООО «Волховская роспись» Антонина Дорогова.

На входе в галерею всех встречает пушистый сторож – кошка по имени Муза. Она переехала в «Линию Мастеров» из Эрмитажа, где «работала» пять лет.


Кошка Муза. Фото автора

На первом стенде представлены изделия с Шугозерской кистевой росписью по дереву – уникальным явлением художественной культуры Шугозерья – исторически сложившейся территории, прилегающей к Шугозерским озерам, расположенной в верхнем течении р. Паши и ее притоков в 70 км от Тихвина. Основной отличительный элемент росписи – птица с синим оперением крыльев и веткой ягод в клюве – «Птица счастья», как еще ее называют местные жители. Согласно легендам, которые рассказывают в современном Тихвинском районе, птица приносит счастье и помогает добрым людям – например она однажды помогла маленькому мальчику, который заблудился в лесу  –  накормила его ягодами и привела к дому.

На полках с Шугозерской росписью – неваляшки, миниатюрные прялочки, декоративные блюда и ангелочки. На многих изделиях – птица счастья и многоэлементный растительный орнамент. Встречаются даже восьмилучевые звезды (символ ночного светила) и где-то «космические» узоры. «У художников того времени зачастую не было  академического образования, они «малевали» и отображали окружающую действительность так, как видели ее, порой, фактически, изобретая различные художественные приемы, – рассказала Антонина Дорогова. – У наших изделий нет глянцевого блеска, и  видна фактура дерева для сохранения исторической точности. В комплекте к  изделиям, которые прошли Художественно-экспертный совет, а это важнейшая экспертиза,  мы обязательно прикладываем сертификат подлинности изделия народных художественных промыслов с подписью художника».


Игрушка ангел с элементами шугозерской росписи. Фото автора

До начала XX века она бытовала в Новоладожском уезде – современный Волховский район Ленинградской области. Главный ее элемент – Волховский  розан, окруженный листьями, с лепестками красного и синего цвета с белыми прожилками «оживками», которые создают эффект игры солнечного света на лепестках растения. Примечательно, что для одного берега реки Волхов  характерно одно его изображение, а для второго – другое. С Волховским розаном тоже связано несколько легенд, одна из которых о прекрасном исцелении: девушка неожиданно сильно заболела, и ей никто ничто не помогало. Когда ее возлюбленный совсем отчаялся, то пришел на берег реки, взмолился о помощи, и из пены Волхова ему явился цветок. Парень подарил его девушке, и та исцелилась.


Прялка с волховским розаном. Фото автора

В 2019 году Волховская неваляшка, созданная предприятием ООО «Волховская роспись», в содружестве с Российским этнографическим музеем, стала победителем в своей номинации в финальном этапе Всероссийского конкурса «Туристический сувенир».  Изделие действительно удивительное, если приглядеться, то «одета» одинаково, а вот лица – разные. «Мастера, когда пишут лица, зачастую отображают свои собственные черты лица, – отметил Сергей Лебедев. – Поэтому все неваляшки имеют характерные отличия, как отличаются друг от друга люди». Кроме того, в этой игрушке все выверено до миллиметра с точки зрения этнографической точности: и длина рубахи, цвета платка  и аккуратно в одежду интегрированы элементы подлинной Волховской росписи.


Неваляшки с волховской росписью. Фото автора

После создания девочки-неваляшки руководители предприятия озадачились и созданием игрушки для мальчиков. «Мы провели событие в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, в ходе которого Ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Андрей Николаевич Худолеев озвучил соответствующее предложение задал вопрос – «А как, на каких примерах, будем воспитывать мальчиков? Начали изучать и уже сейчас создали четыре прототипа игрушки «Ванька-встанька», которые «одеты» в традициях Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. Скоро и ее запустим в серийное производство», – рассказал Сергей Лебедев.

«В процессе работы мы пришли к выводу, что не хотим ассоциировать наши изделия с сегментом «сувенирки», – отметил Лебедев. – Да, мы попадаем с точки зрения классификации в сувенирный формат. Но, во-первых, стоимость продукции, а у нас только ручная работа, довольно высокая, во-вторых, наши изделия все-таки произведения искусства. Художественно-экспертный совет даже рекомендовал музеям приобретать их у нас для пополнения фондов».


Матрешки с восточной росписью. Фото автора

В «Линии Мастеров» представлены не только Волховская и Шугозерская росписи. На стенах пространства – картины Ирины Кашировой с традиционными сюжетами Ямала, акварельные «Солнечные птицы» в исполнении Татьяны Пономаревой, на стендах – изделия Торжокских золотошвеев, Валентины Кожевиной на тему востока и арабской каллиграфии, воспитанников Мультицентра социальной и трудовой интеграции - образовательного учреждения для людей с ограниченными возможностями, базирующееся во Всеволожске, предприятий народных художественных промыслов «Крестецкая строчка», «Торжокские золотошвеи»,   бренда «NEVO Ladoga» и других. В планах у руководства выставить в галерее изделия Императорского фарфорового завода, Гжели, Казаковской филиграни, Павлопосадской мануфактуры.


Картины художницы Ирины Кашировой с традиционными сюжетами Ямала. Фото автора

Придуман для галереи и собственный культурно-образовательный проект - «Школа мастеров», которая уже начал свою работу. Он адаптирован под различные сегменты аудитории  - увлекательные лекции и мастер-классы с угощением будут интересны туристам, сотрудникам компаний и предприятий, родителям с детьми, и всем, кому по-настоящему интересны художественные традиции родного края. В «Линии Мастеров» - особая программа для молодоженов – в наших краях существовала традиция – каждый жених  должен был самостоятельно сделать, расписать и подарить своей будущей жене прялку, как символ домашнего тепла и уюта. «Мы хотим, чтобы именно эта традиция вернулась на территорию, а не пришедшие, заимствованные с Запада, – отметил Сергей. – Ведь наши традиции красивые, не менее эффектные, а содержания и смысла в них больше».


Пример современной упаковки неваляшки с волховской росписью. Фото автора

От «Линии Мастеров» и идей создателей не пахнет нафталином. «Мы не против развития, – говорит Лебедев. – Нет ничего плохого в заимствовании из других культур, но есть важная оговорка. Все заимствования и взгляды должны ложиться на базу, в которой есть знание и понимание своей культуры и традиций! Тогда это заимствование никогда не изменит самого тебя!  Мы хотим, чтобы у тех, кто проживает в Петербурге и Ленобласти, и кому по-настоящему интересна эта тема, были такие базовые знания.  Ведь еще Густав Малер сказал - «Традиция, это передача огня, а не поклонение пеплу!». Именно сохранение и передача нашего «культурного кода», в том числе и через подлинные художественные образы территории,  становятся  настоящим и правильным ответом на все ежедневные вызовы современного глобального мира!».

#искусство #творчество #роспись #Ленобласть

Комментарии