Визит к императрице. В Ораниенбауме открыли Большой китайский кабинет

Лето пришло. Пригородные музеи-заповедники в ожидании наплыва посетителей. Пока немноголюдно в Ораниенбауме. Он уступает славе фонтанов Петергофа и притяжению Янтарной комнаты Царского Села. Но у дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача» императрицы Екатерины II в Ораниенбауме есть неоспоримое преимущество — роскошь подлинности.

Визит к императрице. В Ораниенбауме открыли Большой китайский кабинет | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В первую очередь это относится к жемчужине ансамбля — Китайскому дворцу. Свое название он получил благодаря отделке интерьеров в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке. Новость этого сезона — после многолетней реставрации свои двери для посетителей открыл Большой китайский кабинет.

Екатерина издала указ о строительстве Собственной дачи, как только вступила на престол, и, судя по всему, на ней не экономила. Архитектор Антонио Ринальди, для которого это была одна из первых построек в России, создал анфиладу парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. В каждом помещении — гармоничное сочетание живописи, позолоты, лепки, наборных паркетов, мебели. Ни в одном декор не повторяется.

Дворец не пострадал во время Великой Отечественной вой­ны, но его не пощадило время. Реставрация и консервация идут с 2004 года. Первые пять лет выполнялись работы по восстановлению фасадов и гидроизоляции. Только потом реставраторы пришли в интерьеры.

Залы открываются постепенно, один за другим. Несколько лет назад событием стало открытие Стеклярусного кабинета. Летом прошлого года посетителей приняли Штукатурный покой и Малый китайский кабинет. И вот теперь последний зал парадной анфилады — Большой китайский кабинет.

Это один из самых эффект­ных интерьеров дворца. Здесь много приемов декоративного убранства. Каждую деталь хочется рассмотреть. На стенах кабинета наборные деревянные панно — на фоне пейзажа сюжеты из жизни китайцев. Композиции в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости — работа русских мастеров. Возможно, панно выполнялись по рисункам Серафино Бароцци, который создавал живописную отделку падуг потолка. Пол кабинета, набранный из ценных пород дерева, сочетает восточный орнамент с элементами европейского рококо. Он создан руками русских столяров по рисунку Ринальди. Завершает убранство плафон «Союз Европы и Азии» работы итальянского художника Якопо Гуарана.

В центре кабинета бильярд работы мастера Кларка. Его купил великий князь Петр Федорович в 1748 году.

Как говорит генеральный директор Петербургской реставрационной компании Михаил Ботаковский, больше 120 человек принимали участие в реставрации Большого китайского кабинета. Здесь работали позолотчики, художники, паркетчики, реставраторы произведений из дерева, музейные реставраторы. Их задачей было сохранить и законсервировать то, что сохранилось до наших дней.

Перед нами стояла и другая задача, — объясняет Ботаковский, — убрать все современные сети и сделать техническое подполье так, чтобы никто не заметил наличие систем отопления. То есть максимально консервативно подходить к интерьерам, при этом обеспечить температурно-влажностный режим, который позволит дворцу существовать на протяжении длительного времени.

До реставрации дворец не отап­ливался. Теперь там держится температура не выше 14 градусов. Не слишком комфортная для посетителей, но необходимая для сохранения уникальной отделки интерьеров.

Решение протапливать дворец — главное для его спасения, — рассказывает Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача». — Когда я сюда пришла, здесь была температура минус 10 градусов и изморозь по падугам потолка. Китайский зал был в плохом состоянии. После войны ­реставраторы сделали все, что могли. Спасли дворец. Наша задача — объединить красоту разных эпох. Войти в кабинет, в котором никто никогда ничего не реставрировал, большая удача. Сейчас можно видеть симбиоз отделки XVIII и XIX веков. Для меня как музейного работника интересным было раскрытие позолоты XVIII века. На потоке она сохранилась благодаря позолоте, положенной сверху в XIX веке. Было принято решение начать расчистки. Оказалось, первоначальная позолота почти в полной сохранности.

В Китайском дворце осталось восстановить убранство четырех помещений. Самый сложный интерьер — Китайская опочивальня, где предстоит реставрация шелка на стенах. Екатерина его выбрала, заказала в Китае и ждала несколько лет. В опочивальне императрицы много красивой резьбы, сохранились зеркала XVIII века. Следующая на очереди — туалетная комната, она же камер-юнкерская. Туда должны вернуться панно XVIII столетия. Еще одно помещение — Портретная комната, украшенная портретами молодых девушек кисти Ротари. И, наконец, кабинет Екатерины, где было положено начало ее знаменитой библиотеке. Кабинет небольшой, но и там много работы — прекрасный плафон на потолке, живопись на холстах.

Завершение реставрационных работ в Китайском дворце планируется в 2024 году. Стоит напомнить, что дворец открыт для посетителей только летом и в дни, когда нет дождя.

#Китайский дворец #реставрация #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7182) от 03.06.2022 под заголовком «Визит к императрице».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?