Виртуозный пианист. Исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Слонимского

2022‑й в музыкальном пространстве мог бы называться Годом Слонимского. 12 августа исполнится 90 лет со дня его рождения. Сергей Михайлович Слонимский запомнился современникам не только как выдающийся композитор, но и как виртуозный пианист, просветитель, публицист, педагог, воспитавший не одно поколение музыкантов-профессионалов. Он прожил долгую достойную жизнь, завершившуюся зимой 2020 года.

Виртуозный пианист. Исполняется  90 лет со дня рождения Сергея Слонимского | ФОТО Дмитрия МИХАЕВИЧА/ТАСС

ФОТО Дмитрия МИХАЕВИЧА/ТАСС

Юбилей Слонимского придется на август, музыкальное межсезонье. Практически все концертные залы в это время еще отдыхают — сезоны открываются обычно ближе к концу сентября. Но юбилейные события начались уже в уходящем сезоне. Так, в мае в Большом зале Филармонии прошел общедоступный концерт, в программе которого впервые прозвучала Симфония № 23.

Вдова композитора Раиса Слонимская вспоминает:

Двадцать третья симфония — первая из цикла музыкальных повестей, рассказывающих о современной жизни. Всего их, объединенных в цикл, четыре, они написаны на одном дыхании в июле-августе 2009 года. Премьеру 23‑й симфонии автор ждал более десяти лет, но так и не дождался. Спустя год после смерти композитора она прозвучала в Казани на Х Международном фес­тивале современной музыки имени Софьи Губайдулиной. И вот в мае наконец эта музыка была исполнена в родном городе композитора.

Симфония № 23 посвящена дирижеру Владимиру Альтшулеру, профессору Санкт-Петербургской консерватории, с которым автора связывали долгое сотрудничество и творческая дружба. В последние годы жизни композитора Альтшулер провел целый ряд премьер симфоний Слонимского, но 23‑я прозвучала только теперь.

В своих интервью композитор часто повторял, что его симфонии — это музыкальный дневник, повествующий о повседневной жизни человека, о том злободневном, чем живет наш современник. Это музыкальная летопись второй половины ХХ — начала ХХI века.

Лирико-драматическая повесть, какой также можно назвать 23‑ю симфонию, захватила слушателей майского общедоступного концерта. Начиная с первых тактов она объединила слушателей и исполнителей — Академический симфонический оркестр Филармонии. На одном дыхании, в непрерывном движении (перпетуум-мобиле — так назван автором финал произведения), в вечном танце времен и поколений, унося мечты и надежды, подобно торнадо опустошая землю, звуковое действо предлагает слушателям самим решать, куда направлять свои силы — на созидание или разрушение… Это ли не актуально сегодня?

Пока не вполне ясно, что будет происходить в новом сезоне в связи с юбилеем Сергея Слонимского. Известно об осеннем камерном концерте в Малом зале Филармонии, о посвященном композитору вечере в Шереметевском дворце — Музее музыки. «Грустно и обидно, что знаменитый Дубовый зал Дома композиторов на Большой Морской больше не может работать и проводить концерты, — говорит директор Фонда Сергея Слонимского Иван Александров. — У нас много замыслов, но все, как всегда, упирается в финансирование. Конечно, мы будем исполнять музыку Сергея Михайловича на всех доступных нам площадках, но надеемся, что главные наши залы — Большой зал Филармонии, зал Академической капеллы — не останутся в стороне от юбилея. Ведь, например, в Волгограде и Самаре открытие новых сезонов уже определенно связали со Слонимским».

А что мы увидим точно, так это телевизионный фильм «Портрет на фоне эпох», созданный Филармоническим обществом Петербурга при поддержке комитета по культуре (автор и режиссер Виктор Высоцкий). Дата показа сейчас уточняется.


#90-летие #композитор #музыка #события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7195) от 23.06.2022 под заголовком «Музыкальные повести Сергея Слонимского».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?