Вид на Париж с канала Грибоедова. Выставка «Процессы, понятия, ситуации» открылась в Петербурге

Выставка «Процессы, понятия, ситуации», которая открылась в Музее искусства Санкт-Петербурга (МИСП), что на набережной канала Грибоедова, 103, представляет более ста произведений 38 художников разных национальностей в возрасте от 91 до 26 лет, живущих во Франции.

Вид на Париж с канала Грибоедова. Выставка «Процессы, понятия, ситуации» открылась в Петербурге |   Раймон Гуардиа Риера. «Музыка в метро». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Раймон Гуардиа Риера. «Музыка в метро». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот проект - результат сотрудничества МИСПа и парижской галереи с русскими корнями - I-Gallery. Intelligence. Музей вполне сознательно (и разумно) ограничивает себя художниками одной галереи. Показать французских суперзвезд, таких как Кристиан Болтански или Софи Каль, неподъемно ни финансово, ни организационно. Самим заниматься поисками среди тысяч авторов - тоже неразумно. Все равно не составишь полной картины арт-мира. Да и не существует ее в нынешней динамично и непредсказуемо меняющейся ситуации.

Образно отразил ее Жак Ибер в фотопринте «Нарушенный вид». Тысячи фрагментов картинок из глянцевых журналов роятся, перемешиваются, мешают друг другу, давая в итоге пестрый хаос. Только одно просматривается четко - культ тела подавляет силу разума.

Но МИСП делает еще один важный и оправданный шаг. «Процессы, понятия, ситуации» - это субъективный выбор музейных кураторов Марины Джигарханян и Марата Исмагилова. Для выставок МИСПа магистральной стала тема человека в мегаполисе - с его стрессами, радостями, страхами, надеждами, одиночеством... Вспомним выставки «Гротеск в искусстве» и «Осторожно, дети!».

В парижском проекте подбор произведений в разных техниках, от живописи до видео, снова об этом: о процессах, понятиях и ситуациях, возникающих в жизни обитателя большого города. Серия картин «Безумие» по мотивам Франца Кафки создана Лелой Мигиров. Она родилась в Грузии в советские времена, была успешным отоларингологом. Потом бросила медицину, училась живописи в Тель-Авиве и Париже, теперь преуспевает как художник.

Семья Абрахама Адада в начале 1950-х годов бежала из Багдада в Израиль, бросив все, даже личные фотографии. Художник напомнил об этом в картине «Между нами, девочками». Это семейный портрет, где у всех одинаковые лица, вспомнить настоящие уже невозможно.

Тему миграции продолжает Байя Дрюжон, родившаяся в Алжире. В серии «Мигранты», созданной из раскрашенных надсадно яркой акварелью фаянсовых фигурок, есть и «Автопортрет». «Оказался ли Париж праздником?» - спрашивает художница. Раймон Гуардия Риера родом из Барселоны, но предпочел Париж. Впрочем, остался верен живописи, выбранной в молодости. «Музыка в метро» - групповой портрет пожилых уличных музыкантов, которые включают мощную подзвучку. То ли не доверяя своим инструментам, то ли стремясь идти в ногу со временем.

Рафаэль Федеричи, начинавший как граффитист, создал поп-артистскую скульптуру из раскрашенного стекловолокна «Верни ее нам!». Морячок, видимо, антиглобалист, бьет кулаками по флагам «империалистических» держав. Мог бы найти своей силушке более достойное применение.

И только два автора пытаются внести гармонию и спокойствие. Жак Шарль Лигуро в «Кусочке пляжа» предлагает оставить ненадолго все заботы и поиграть с детьми в строительство замков из песка. Лоран Леонсини показывает фотографии Парижа с крыш домов. Иногда как бы случайно вставляя в брандмауэр, попавший в кадр, Мону Лизу или автопортрет Леонардо.

Выставка будет работать два месяца. МИСП обещает экскурсии и лекции. И сообщает, что следующая большая выставка, посвященная русскому искусству 1990-х годов, тоже будет субъективной.

#Франция #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Вид на Париж с канала Грибоедова».


Комментарии