Вещи расскажут о нас. Музей истории города показал поступления за пять лет

В Иоанновском равелине Петропавловской крепости Музей истории города развернул выставку «Новые поступления. 2013 - 2018».

Вещи расскажут о нас. Музей истории города показал поступления за пять лет |

Как рассказывают хранители, за пять лет в музей поступило больше семи с половиной тысяч предметов. Для выставки отобрано около двух сотен: живопись и графика, костюмы и столовые салфетки с гербами аристократов, мебель и изделия из фарфора, монеты и шляпки...

Составить из таких разных вещей общую картинку, общую историю всегда непросто. В данном случае кураторам помогли дизайнеры. Экспозиция занимает всего один зал, черно-белый, как старая кинолента. Фотографии повешены просто на стены - так, как они могли висеть когда-то в домах хозяев. Посетителей словно приглашают в гости - в прошлое города в целом и его отдельных жителей в частности.

А вот живопись и графика размещены на металлических решетках - именно так хранят картины в фондах музеев. И вот уже посетителю кажется, что его допустили в святая святых, за кулисы музейной жизни. Впрочем, некоторые экспонаты помещены в традиционные витрины, а самые эффектные даже установлены на подиуме. Здесь аккордеон, который вместе с хозяином пережил блокаду; элегантный мебельный гарнитур для уголка гостиной; внушительный кофр для далеких путешествий.

Однако главную роль играют платья - свадебные и выходные, строгие и легкомысленные. Самые ранние из них относятся к началу ХХ века, самые поздние датируются 2008-м и даже 2017 годом. Они заключены в прозрачные цилиндры витрин. Сияющие блики сразу привлекают к ним внимание, заставляют всматриваться в словно бы дополнительно подсвеченные экспонаты, вникать в детали. В этот момент легко ощутить себя не просто посетителем музея, но зрителем модного (старомодного) шоу... И постепенно из трех разных взглядов на предмет, трех способов представления складывается история - о простых вещах, которые однажды попадают в музей, становятся героями выставок, звездами экспозиций.

Для того чтобы рассказ не оборвался в самом начале, в зале установлены два информационных экрана. Они позволяют поближе ознакомиться с конкретными экспонатами и их прежними владельцами. Например, со школьником Юрой Капустиным, который в 1939 году учился в

3 Г классе школы № 18 Приморского района города Ленинграда. Его портфель с учебниками и тетрадками нашли в 2016-м строители, разбиравшие дом № 9 - 11 по Ораниенбаумской улице. Каким образом эти вещи затерялись, неизвестно. Как неизвестна и судьба мальчика, получившего 15 февраля 1939 года «хорошо» по арифметике, но схлопотавшего замечание в дневник - «ежедневно опаздывает». Возможно, теперь, когда тетради Юры превратились в музейные экспонаты, найдутся и родственники или знакомые, а может быть, и он сам.

О жизни Даниила Мухортова сотрудники музея знают почти все. Он родился 10 декабря 1924 года, в 1942-м окончил школу № 155 Смольнинского района и поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, был эвакуирован в Москву и вскоре призван в армию. 15 августа 1943 года младший сержант Мухортов погиб.

Дневник, который он вел в осажденном Ленинграде, хранится теперь в Музее истории города. «23/I вечером мама пошла за хлебом. Получить решила на детей коврижками, а на взрослых хлеб. Выдали ей 600 гр хлеба и моментально какой-то парень выхватил и убежал», - записал Даниил 25 января 1942-го. И дальше: «Страшное бедствие постигло всех - замерз городской водопровод. Люди топят лед, собирают снег и т. д. Но на это нужны дрова, а дров нет. Сегодня бабушка хоронит деда. Нет не хоронит, а везет на кладбище его тело...» Юноша очень лаконично, почти без эпитетов перечисляет страшные подробности и «хорошие стороны жизни». Например: «Появился хлеб по 1 р. 70 коп. - пшеничный, какой-то белесый. Это еще не булка, но на пути к ней». Простые, никем не отредактированные записи, неровные буквы, пожелтевшая бумага - все это трогает душу больше любых торжественных речей.

Впрочем, живыми, подлинными ощущаются на этой выставке все ее экспонаты. В том числе и очень простые, привычные предметы из самых разных, не только трагических эпох - подарочный поднос, столовые приборы, фотографии... И три изразца из последней квартиры замечательного художника Михаила Врубеля (в доме № 4 на Театральной площади). Когда после революции одну большую квартиру разделили на несколько маленьких, граница пролегла через печь, но жильцы сохранили несколько изразцов на память. В 2017 году их передали в дар Музею истории Петербурга.

На выставке много предметов с биографией и просто симпатичных (платья, сшитые на заказ советскими модельерами, маленькая шляпка немецкого производства, вуалетка американского). Но самое интересное заключается в том, что все они складываются в общую картину, единое впечатление. Воспоминание о том, что зритель не мог пережить лично, но что заложено в генетической памяти города.

#Музей истории города #выставка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6538) от 03.10.2019 под заголовком «Вещи расскажут о нас».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?