Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 мая 2019

Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 мая 2019 | Изображение Ichigo121212 с сайта Pixabay

Изображение Ichigo121212 с сайта Pixabay

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка фотографа Галины Зерниной «В происках образа» в галерее «Сарай» продолжает серию художественно-просветительских проектов, посвященных деятелям мировой культуры, жившим и творившим в разных странах: Янушу Корчаку, Иосифу Бродскому, Наоми Френкель.

Это попытка осмыслить тексты Льва Выготского (1896 - 1934), психолога, мыслителя, основателя научной школы культурно-исторической психологии, уникального исследователя, создавшего основополагающие работы по многим направлениям современной психологии.

В качестве «идеологической» основы Галина Зернина выбирает не только и не столько широко известные труды Выготского («Психология искусства»), но и его ранние литературные, театральные, философские работы. Они созданы в годы Первой мировой войны и двух революций в России, на сломе традиционного уклада жизни.

В отличие от героев предыдущих экспозиций - Иосифа Бродского и Наоми Френкель - Лев Выготский не был эмигрантом, но так же, как и они, существовал на стыке двух культур - еврейской традиционной и европейской. Автор выставки поставила задачу - найти визуальный язык для передачи собственного «удивления и восхищения от текстов, идей, философских построений блестящего ученого».

Музей истории религии

О традиции библейского просвещения, сложившейся в XVI - XVIII веках в Европе и нашедшей отклик в России, рассказывает выставка «Пастор и книга».

Перевод Библии на немецкий язык, осуществленный Мартином Лютером, а также последовавшие за ним переводы Писания на другие языки сделали эту книгу не только известной, но и доступной людям разных социальных групп в разных странах мира. Озвученный Лютером лозунг «только Писание» (Sola Scriptura) наделял Библию званием единственного источника божественной истины и всеобъемлющего руководства для жизни каждого христианина.

Протестантские пасторы, являясь частью европейской интеллигенции XVI - XVIII столетий, вырабатывали новые подходы к изучению текстов Библии, которые постоянно совершенствовались.

В искусстве протестантских стран утвердился жанр портрета пастора, где он почти всегда изображался со Священным Писанием.

На выставке представлены портреты лютеранских пасторов Германии, кальвинистских пасторов (или «министров») Швейцарии, Голландии и немецких регионов, а также священнослужителей церкви Англии. Каждый из них участвовал в строительстве протестантской церковной организации своей страны, выступал исследователем и толкователем Библии, являлся автором собственных теологических трудов. Также экспонируются образцы библейских кодексов и пасторских изданий из коллекции редкой книги и собрания Научной библиотеки музея. Особый интерес представляют оригинал Библии на немецком языке доктора Мартина Лютера — так называемая Библия курфюрстов, изданная по предписанию герцога Саксен-Готского Эрнста I благочестивого (1649 г.) еще при жизни Лютера в 1522 году. Выставку дополняет скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков

Выставка произведений Виктора Мымрина «Хорошо поют только весной» продолжает проект музея, знакомящий зрителей с творчеством талантливых, но часто незаслуженно забытых художников Ленинграда - Петербурга.

Виктор Мымрин - живописец яркий, глубокий и порой сложный для восприятия. Иногда названия картин являются продолжением его философских размышлений. Одно из них - «Дворники хорошо поют только весной» - определило название выставки и выбор произведений.

Работая в разных манерах и жанрах, художник постепенно выработал хорошо узнаваемый стиль. Его работы зрелого периода - смешение элементов традиционных жанров: портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой сцены, фантастического сюжета. В центре внимания - безымянные, но такие узнаваемые улицы, дворы, набережные Петербурга и их обитатели - дворники, нищие, игроки в домино, пьяницы, собаки и кошки. Виктор Мымрин хорошо знал эту обыденную жизнь изнутри, поскольку многие годы работал дворником и сторожем.

Выставка «Советский романтик» представляет живопись Николая Ионина - представителя ленинградской художественной школы 1920 - 1940-х годов.

Ученик известных и очень разных по своим взглядам на изобразительное искусство педагогов - Дмитрия Кардовского и Кузьмы Петрова-Водкина, Ионин уже в начале 1920-х годов выработал индивидуальную художественную манеру, соединившую реалистичность изображения и яркий колорит. В его живописи того времени прослеживается влияние мастеров рубежа веков, но самому автору принадлежит главное - чистый цвет и свет.

Музей театрального и музыкального искусства

Выставку «Контрапункт. Театральные эскизы Александра Орлова и Ирины Чередниковой» можно назвать персональной. Ведущие театральные художники работают вместе, дополняя друг друга: так взаимодействуют голоса в музыкальном контрапункте. Александр Орлов сочиняет лаконичную, стремящуюся к графической резкости сценографию, а Ирина Чередникова населяет ее персонажами в подробно выписанных ярких костюмах. Цель художников - создание не только пространственной композиции, но и визуально-пластической партитуры спектакля.

Александр и Ирина - выпускники Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, ныне ведущие сценографы России, лауреаты многочисленных премий, званий и наград в области театрально-декорационного искусства. Работая в тандеме, они оформили множество спектаклей.

В фокусе внимания музея - работы художников в музыкальном театре, созданные за последние двадцать лет. Наиболее подробно прослежена карьера дуэта в Мариинском театре: представлены эскизы декораций и костюмов к прославленным постановкам. К выставке привлечены экспонаты из музея Мариинского театра. Многие работы из личной коллекции художников впервые представлены широкой публике.

На выставке также показаны театральные эскизы Орлова и Чередниковой к спектаклям Большого театра и Музыкального театра Наталии Сац (Москва), Оперного театра в Эссене (Германия), Новосибирского театра оперы и балета, петербургских детского музыкального театра «Зазеркалье», Мюзик-холла, Театра музыкальной комедии, детского театра «Карамболь».

Выставочный зал ЦБС Московского района, 22 мая

Выставка Ярослава Николаева и Татьяны Бароновой в Большом выставочном зале «Застывшие моменты, ожившие краски» объединит два поколения одной семьи художников нашего города. Идея соединить в едином пространстве живописные произведения прошлого и современные работы художников, связанных не только семейными узами, но и духовным родством, символизирует мост, перекинувшийся из XIX века, когда появился на свет один из авторов выставки, в сегодня с его новыми технологиями и экспериментами с реальностью.

С 1930 года Ярослав Николаев жил и работал в Ленинграде. Не покинул город и в годы блокады. Известность и признание в первую очередь он получил благодаря произведениям, созданным в военное время.

Татьяна Баронова, унаследовавшая тягу к творчеству от деда, а художественные и артистические таланты от бабушки - легенды Ленинградского радио Марии Петровой, не боится экспериментировать и воплощает в работах свои творческие поиски. Их диапазон позволяет объединить реальный и виртуальный миры, передать сложную эмоциональную палитру автора.

В Малом зале в тот же день откроется выставка графики Светланы Шевченко «Я этим городом храним», своего рода признание в любви Петербургу. Она представляет две графические серии: «Парадный и непарадный Петербург» и «Мосты». Все работы выполнены тушью.

Шевченко родилась в Ленинграде, рисовать начала с раннего детства. В старших классах школы занималась росписью лаковой миниатюры. Окончила факультет графического дизайна училища имени Н. К. Рериха, а затем кафедру станковой графики Института декоративно-прикладного искусства. Излюбленные техники художницы - литография (гравюра на камне), тушь и масляная живопись.

Читайте также о том, что Ленинградский зоопарк приглашает петербуржцев на прогулку с песцом и лисой.

#вернисаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (6440) от 17.05.2019 под заголовком «Вернисаж 17 мая 2019».


Комментарии