Вернисаж: обзор выставок Петербурга c 14 сентября

Вернисаж: обзор выставок Петербурга c 14 сентября  | Фото: al-grishin / Pixabay

Фото: al-grishin / Pixabay

Музей истории города

Выставка «Несбывшийся Петербург» открылась в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Она демонстрирует нереализованные проекты начала ХХ века: оригинальную архитектурную графику из собрания Музея истории города, несколько работ из коллекции Музея Академии художеств и Мемориального музея А. В. Суворова, а также копии проектов из дореволюционных журналов.

Среди крупных градостроительных замыслов — проект Ф. Енакиева, предусматривавший сооружение вокзала и прокладки новых улиц, в том числе и дублера Невского проспекта. «Новый Петербург» И. Фомина и Ф. Лидваля предполагал застройку целого района на острове Голодай (ныне остров Декабристов), крупный ансамбль в неоклассическом стиле планировалось создать на Тучковом буяне, а рядом, на Ватном острове, архитекторы В. Покровский и И. Китнер проектировали огромный стадион на 30 тысяч человек в «русском стиле». В акватории Невы на насыпном продолжении Стрелки Васильевского острова по проекту В. Шене и В. Чагина мог появиться концертный зал.

Новыми доминантами в исторической части города могли стать здание Государственной думы на Марсовом поле, здание банка на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) и Военно-исторического музея на Таврической улице.

Целый комплекс материалов связан с развитием транспортной системы Петербурга: проекты устройства наземной линии метрополитена в центральной части города, планы по засыпке Крюкова и Екатерининского каналов с прокладкой по их трассе новых улиц.

Завершают экспозицию проекты советского времени: колоссальный 400-метровый памятник Ленину архитектора В. Щуко, который предполагалось установить на Троицкой площади рядом с Петропавловской крепостью, и знаменитая башня III Интернационала В. Татлина.

ГМЗ «Гатчина», 14 сентября

В музее-заповеднике откроется выставка одного экспоната. Перед посетителями предстанет «Натюрморт с арбузом» Микеланджело ди Паче Кампидолио — одного из мастеров римского барокко. Он выполнял заказы самых богатых и влиятельных коллекционеров Рима, его картины украшали палаццо таких знатных семейств, как Паллавичини и Колонна. Полотна Кампидолио хранятся во многих музеях мира.

Картина «Натюрморт с арбузом» стала важным пополнением коллекции музея-заповедника «Гатчина», несмотря на то что не происходит из исторического собрания Гатчинского дворца.

Кроме «Натюрморта с арбузом» на выставке будет представлена информация о художнике и об особенностях символов эпохи барокко, изображенных на картине.

Эрмитаж

По 11 ноября вводится дополнительное время работы выставки «Мебель для всех причуд тела» в манеже Малого Эрмитажа.

По вторникам, четвергам и субботам с 18.15 до 21.00 на выставку организован отдельный вход через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда (Миллионная, 37 / Дворцовая набережная, 36). Стоимость билетов — 300 рублей. В эти дни организованы три бесплатные экскурсии: в 18.30, 19.00 и 19.30. Количество мест ограничено, необходимо зарегистрироваться заранее.

Цена на входной билет действительна для всех категорий граждан, билет не дает права посещения других экспозиций Эрмитажа.

KGallery, 19 сентября

Специальный гость XXVIII международного кинофестиваля «Послание к человеку» — американский режиссер и фотограф Джем Коэн, один из авторов современного независимого кино.

Выставка представит серию фотографий Джема Коэна «Постоянное привидение» и видеоинсталляцию «Часы пассажа», созданную им совместно с Патти Смит.

Для выставки Джем Коэн отсканировал оригинальные полароиды, увеличив их. «Для меня полароидные снимки чем-то похожи на миниатюры в живописи. В них нет отчетливости, изображаемое пространство забавно сплющено, цвета редко похожи на естественные, возникают загадочные вспышки и дефекты; но им каким-то образом удается добраться до сути предмета — совсем иначе, чем это делают другие виды фотографии. Я увеличиваю их, тщательно сохраняя и даже усиливая их особые качества; снимки становятся еще более нежными, живописными, скорее похожими на воспоминания, нежели на исчерпывающие доказательства», — говорит Коэн.

Видеоинсталляция «Часы пассажа» посвящается Вальтеру Беньямину. Спасаясь от фашизма, Беньямин обосновался в Париже, где Национальная библиотека стала для него домом вдали от дома. В этой библиотеке и был спрятан текст, который должен был стать основой книги «Пассажи» — незавершенного проекта Беньямина. Для фильма Джем Коэн попросил Патти Смит прочитать все определения слова «пассаж» в Оксфордском словаре. Позднее он дополнил эти определения собственным текстом.

Музей музыки (наб. реки Фонтанки, 34), 19 сентября 

В Шереметевском дворце откроется выставка «100+10» к 110-летию коллекции петербургского Музея театрального и музыкального искусства.

Музей ведет официальную историю с 1918 года, но в основу его коллекции легли материалы «Первой русской театральной выставки» 1908 года.

Вниманию публики предлагают самые яркие приобретения и дары, полученные в последнее десятилетие. Вместе с сокровищами коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских впервые выставляются недавние дары Нины Лобановой-Ростовской из ее личной части коллекции; уникальные материалы из архивов Сержа Лифаря и балерины Илларии Обыденной.

Особый сюжет выставки — пополнения в коллекции костюмов, основу которой составляет легендарный гардероб Императорских театров. Музей впервые демонстрирует собрание костюмов, созданных для знаменитых ленинградских и московских драматических спектаклей 1970 — 1980-х годов; коллекцию пуант блистательных современных балерин от итальянки Алессандры Ферри до Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой; полное собрание сценических костюмов Майи Плисецкой работы Пьера Кардена — их постепенно передавали в дар музею сама Майя Михайловна и Родион Щедрин.

В экспозиции найдут место и новые материалы к истории Золотого века усадьбы Шереметевых — многие предметы декоративно-прикладного искусства вернулись из Дома писателей в Фонтанный дом. Последние приобретения коллекции музыкальных инструментов — от одесской шарманки 1900-х годов до скрипки петербургского мастера XVIII века — будут представлены на выставке вместе с живописными и графическими опусами современных театральных художников.

Музей-квартира А. А. Блока, 20 сентября

Выставка «В. А. Зоргенфрей. Репрессированные литераторы» посвящена жертвам политического террора из близкого окружения Блока. Приурочена выставка к дню памяти Вильгельма Александровича Зоргенфрея (1882 — 1938) — поэта, талантливого переводчика, на протяжении долгих лет остававшегося одним из самых преданных Блоку друзей.

В состав выставки войдут материалы из фондов Музея истории города: книги репрессированных литераторов, их фотопортреты, письма. В числе героев — проходившие по одному делу с Зоргенфреем и расстрелянные в один день с ним 21 сентября 1938 года Б. Лившиц, Ю. Юркун, В. Стенич и погибшие в другое время, но при столь же трагических обстоятельствах Н. Клюев, Д. Пинес, О. Мандельштам.

Ценные экспонаты — чудом уцелевшие документы из архива Зоргенфрея. Супруга поэта А. Кирпичникова-Зоргенфрей сумела сохранить лишь то, что считала самым для него дорогим, — фотографию Блока с автографом, копии его писем, письма матери и тетушки поэта к Зоргенфрею. Эти материалы были переданы в музей в 1982 году подругой вдовы поэта Т. Рябининой. Знаковыми среди представленных документов можно назвать также свидетельство о смерти В. Зоргенфрея без указания ее причины и справку о реабилитации посмертно — символы страшной эпохи.

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — XXI веков, 20 сентября

На этой площадке откроется выставка Валерия Ватенина (1933 — 1977) «Вселенная внутри».

Ватенин — один из значимых советских мастеров живописи 1960 — 1970-х годов, его произведения хранятся в музеях и частных собраниях России, Японии, Италии, Франции и других стран. Жизнь художника трагически оборвалась в 44 года в результате дорожной аварии.

В своем творчестве Ватенин совместил характерный для 1960-х лирический романтизм и получившую особое распространение в 1970-е годы метафоричность художественного языка. Мастер создал особый тип картины, соединяя в одной композиции разные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт). Он назвал свой метод «синтетическим реализмом». В нем раскрывались философские размышления художника о жизни, смысле мироздания, человечестве и Вселенной.

Ватенин был одним из инициаторов создания группы «Одиннадцать» — объединения ленинградских художников, противопоставивших свое индивидуальное творческое видение официальному искусству соцреализма.

Он проявил себя не только как живописец, но и как прекрасный рисовальщик, акварелист, автор нескольких монументальных произведений. Большая часть его работ не выставлялась уже несколько десятков лет. На выставке будет представлено более пятидесяти живописных работ.

Музей кукол

В большом выставочном зале музея развернута выставка «Магический круг игр». Ее задача — показать роль игр в воспитании детей в традиционной народной культуре, начиная с самого рождения и до того возраста, когда ребенок становился взрослым и мог создавать свою семью.

Материал был опубликован в Афише недели под № 37 от 14.09.2018 под заголовком «Вернисаж 14 сентября».

#культура #музей #выставка

Комментарии