Вернисаж: выставки в Петербурге с 8 октября 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 8 октября 2022 | ФОТО Анастасии СИЛЕНКОВОЙ

ФОТО Анастасии СИЛЕНКОВОЙ

Эрмитаж

В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» открылась новая экспозиция открытого хранения «Часы и музыкальные механизмы из собрания Эрмитажа» (0+).

Там представлено около полусотни шедевров XVI – XIX веков из фондов музея. В первую очередь это приборы времени в самом широком смысле этого слова — солнечные и механические часы, среди которых есть весьма сложные астрономические. Они характеризуют различные этапы развития часового и технического искусства в России и странах Европы, эволюцию представлений о предназначении часов и их художественном оформлении.

Самые ранние произведения часового искусства — это немецкие настольные часы XVI века. В это время в Германии, особенно на юге — в Нюрнберге и Аугсбурге, развиваются основные центры по производству настольных портативных часов. К XVI столетию относятся настольные часы в виде архитектурного сооружения, исполненные нюрнбергским мастером Гансом Грюбером. В корпусе помимо обычных механических часов скрыты еще и солнечные, они расположены на одной из боковых створок с внутренней стороны.

Для многих посетителей станут открытием настольные часы в виде распятия. Подобные изделия приобрели широкое распространение в Германии с начала XVII века: стрелка неподвижно закреплялась на корпусе, а в движение приходил сам циферблат, указывая точное время.

XVIII век на выставке представлен почти двадцатью экспонатами, созданными в разных регионах Европы. Часовое искусство российских мастеров демонстрируется на выставке полно и подробно.

Музей истории города

На Соборной площади Петропавловской крепости открылась планшетная выставка «Карильон Петропавловской крепости» (0+). Она приурочена к 350‑летию со дня рождения Петра Великого.

На стендах, установленных на площади, посетители крепости могут найти информацию о музыкальном инструменте, расположенном на колокольне Петропавловского собора. Выставка рассказывает об истории создания, конструкции и особенностях игры на карильоне.

ЦВЗ «Манеж»

15 октября центральный выставочный зал «Манеж» совместно с Угличским историко-архитектурным и художественным музеем, Третьяковской галереей и Рыбинским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником представят выставочный проект «Зерцало» (0+), посвященный истории русского провинциального портрета XVIII – XIX веков.

Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве выставка также предлагает по‑новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало». И не случайно первое, что увидит зритель, оказавшись в выставочном пространстве, — собственное отражение в зеркалах. Это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции.

В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе.

Выставка в «Манеже» позволит зрителям не только ознакомиться со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть лица эпохи — образы представителей духовенства, купечества, детские и семейные портреты.

Музей-институт семьи Рерихов

Выставка «Звезда героя» (0+) посвящена 120‑летию со дня рождения известного ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха. В ее составе — предметы из фондов Музея-института семьи Рерихов, Музея Востока, Музея Николая Рериха (Нью-Йорк), частных собраний, а также редкие фотографии из отдела кинофотоматериалов Третьяковской галереи.

Юрий Рерих — выдающийся ученый, монголист, востоковед и путешественник, после возвращения на Родину в 1957 году взрастил поколение незаурядных ученых и внес огромный вклад в возрождение востоковедения в СССР.

Разделы выставки показывают зрителям его жизненный путь — от самого детства до зрелого возраста, рассказывая о семейном воспитании, образовании, научной деятельности. Украшение экспозиции — работы Николая Рериха, среди них эскиз картины, посвященной старшему сыну Юрию, — «Звезда героя», серия «Чингисхан» и другие. А также тибетские танки, походный алтарь, тибетские шахматы из собрания Юрия Рериха.

Музей искусства Петербурга XX – XXI веков

МИСП открыл четыре выставки (0+) петербургских художников, представляющие живопись, графику и скульптуру разных направлений и жанров.

«Прекрасное без прикрас» посвящена 100‑летию со дня рождения талантливого ленинградского живописца, графика и педагога Виктора Кузьмича Тетерина (1922 – 1991), члена ЛОСХ и вошедшей в историю «Группы одиннадцати». Основополагающее влияние на творчество Тетерина оказал профессор живописи Института И. Е. Репина, участник художественного объединения «Бубновый валет» Александр Осмеркин. В поисках собственного стиля Тетерин пробовал силы в разных живописных и графических техниках, создавая жанровые композиции, пейзажи, натюрморты и портреты.

Выставка художника-авангардиста Александра Лабаса «Фантазии Лабаса» демонстрирует графические произведения, которые ранее не выставлялись в Петербурге. Она представляет Александра Лабаса романтическим созерцателем, увлеченным живописцем и мечтательным графиком. Композиции 1960 – 1970‑х годов — это яркие, свободные фантазии художника, творившего эстетику нового мира. Он словно вел проникновенный рассказ о космических открытиях, о зарождающемся будущем, о покорении человеком безграничных пространств и бесконечного времени.

Выставка «Пространство странствий» — погружение в удивительный мир петербургского скульптора, живописца, графика Гели Писаревой. В этом мире царит гармония, уходящая корнями, с одной стороны, в древнерусское искусство, народные представления, уклад, с другой — в достижения русского авангарда 1920‑х годов, воспринятые и переосмысленные. Писарева принадлежит к старшему поколению скульпторов, чей творческий путь насчитывает не одно десятилетие. Она член неформального творческого объединения «Озерки — деревня художников», которому дали приют бывшие дачи эпохи модерна. И произведения Писаревой буквально напитаны «душою места», особенно расписанные скульптуры из дерева, наиболее близкого мастеру материала.

Выставка скульптуры и графики художника Михаила Ершова «Обаяние архаики» демонстрирует сложность пути художника, находившегося в постоянном жизненном и творческом поиске. Он вошел в историю искусства Ленинграда 1970‑х годов как один из молодых художников поколения «семидесятников», способных к критическому отношению к действительности. При этом ему была не чужда проблематика современной советской жизни, обращенная к социальным достижениям, он был готов выполнять скульптурно-архитектурные проекты для общественных зданий на тему пионерии, спорта, трудовых подвигов, стремился активно участвовать в выставках современного ленинградского искусства.

Русский музей

В Михайловском замке открылась выставка «Наум Могилевский. Скульптура и графика» (0+). Могилевский был одним из самых крупных мастеров, вышедших из круга известного скульптора и педагога Александра Матвеева, однако его творчество изучено мало и зрителям практически неизвестно.

Судьба была к нему жестока: до 67 лет у него не было собственной мастерской, тираж каталога к так и не состоявшейся персональной выставке был уничтожен (сохранились единичные экземпляры), при жизни не вышло ни одной статьи, посвященной его творчеству. Несмотря на то что со времен хрущевской «оттепели» он регулярно участвовал в ленинградских художественных выставках, в отчетах о них появлялись лишь скупые строчки с упоминанием Могилевского.

На выставке представлено около 30 скульптур и 40 рисунков. Могилевский выступает не только как ценитель обнаженной модели, но и как прекрасный портретист, автор выразительных скульптурных композиций. Также в экспозицию войдут оригинальные графические опыты мастера.

#выставка #музей #культурные события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7271) от 07.10.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 8 октября 2022».


Комментарии