Вернисаж: выставки в Петербурге с 4 сентября 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 4 сентября 2022 | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Российская национальная библиотека

В Новом здании библиотеки развернута выставка «Из истории русской школы: от монастырского образования до ЕГЭ». (12+). Она охватывает период от Древней Руси до наших дней и представляет самые интересные издания из фондов РНБ, посвященные реформам образования, передовым методам обучения, а также известным российским педагогам.

Посетители узнают о создании первых русских школ и о распространении грамотности в российских регионах. В числе книг, представленных на выставке, можно выделить «План к установлению народных училищ в Российской империи…» (СПб, 1785), составленный создателем первой русской общеобразовательной школы специалистом по педагогике из Австрии Федором Янковичем де Мириево. Среди экспонатов — «Материалы для истории просвещения в России в царствование императора Александра I» Михаила Сухомлинова (СПб, 1866), «О народной грамотности и устройстве возможного просвещения в народе…» Николая Щербины (СПб, 1863), «Наши классические гимназии» Федора Струве (Одесса, 1869) и другие.

Посетители также смогут ознакомиться с таблицами «Первоначального курса обучения», составленными Василием Жуковским в начале 1850‑х годов, с рисунками предметов и явлений и их зашифрованными названиями на четырех языках.

Мемориальный музей А. В. Суворова

Музей представил публике выставку «Слава, запечатленная в фарфоре» (0+). Событие приурочено к 210‑й годовщине Бородинской битвы. Выставка организована совместно с фондом «Императорское общество поощрения художеств» и представляет коллекцию из 29 фарфоровых скульптур русских генералов, созданную коллективом российских скульпторов и художников по фарфору. В числе скульптур изображения императора Александра I, Михаила Илларионовича Кутузова, Михаила Богдановича Барклай‑де-Толли, Петра Ивановича Багратиона, Михаила Андреевича Милорадовича, Дениса Васильевича Давыдова и других заслуженных генералов. Экспозиция продолжает традицию совместных проектов музея с фондом, начало которой было положено выставкой «Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры».

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Здесь представлена выставка фотографий Андрея Басманова «Город окаменевшей водки» (0+). С начала 2000‑х, используя любительскую цифровую фототехнику и мобильный телефон, он снимает, пытаясь запечатлеть вне­временной облик и атмосферу Ленинграда, города его родителей — художницы Марины Басмановой и поэта Иосифа Бродского.

«Все мы живем в городе, густо населенном призраками. Необязательно — людей…» — пишет сегодня Андрей Басманов. На его снимках — портрет города, сделанный с огромной любовью и с не меньшей горечью: практически пустые, заснеженные улицы, кирпичные стены в глухих петербургских дворах, городские пространства с не всегда определяемой топографией, вид из окон многокомнатных коммуналок. Для своих работ фотограф чаще всего выбирает оттенки сепии — тот самый «цвет окаменевшей водки». Лишь в некоторых появляется цвет, но такой скупой, что воспринимается как монохром. Интерьеры на снимках Андрея Басманова — одновременно и продолжение городского пейзажа (та же населенность призраками), и натюрморт — жизнь и смерть вещей в пространстве.

Музей истории города

8 сентября в Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы откроется выставка работ художников — свидетелей трагических событий блокады Ленинграда. (0+). Всего в экспозиции будет представлено около 30 рисунков и линогравюр, запечатлевших образы ленинградцев и облик осажденного города в годы Великой Отечественной войны и блокады.

Зарисовки и рисунки, сделанные художниками в осажденном городе в 1941 – 1944 годах, составляют основную часть выставки. Дополняют экспозицию работы, выполненные на блокадную тему, но уже после освобождения Ленинграда от блокады и окончания Великой Отечественной войны. Вход на выставку свободный.

Русский музей

В Садовом вестибюле Михайловского дворца музей открыл выставку «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (конец 1720‑х — 1732) (0+). Портрет поступил в Русский музей в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века.

Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была окончательно подтверждена лишь в середине 2010‑х годов в результате разностороннего исследования и реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Н. Романовой. В процессе расчистки выяснилось, что авторская живопись портрета вполне сохранна. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу. Автор не до конца завершил портрет, однако это не лишает произведение выдающихся художественных качеств.

Публикация новооткрытого портрета — сенсация в изучении искусства петровского времени. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой выдающийся живописец петровского времени Андрей Матвеев. Иван Никитич Никитин — один из «птенцов гнезда Петрова», своего рода символ обновления национальной художественной жизни, начатого великим преобразователем России. В Русском музее хранится несколько работ Никитина, каждая из которых является ярким свидетельством «культурной революции», происшедшей в России в эпоху Петра Великого. Выставку дополняют другие живописные произведения Ивана Никитина из собрания Русского музея.


#выставка #музей #культурные события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7246) от 02.09.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 4 сентября 2022».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?