Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 января

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей-квартира А. А. Блока
2 февраля здесь начнет работу выставка «Дни текут молчаливо…». Акварельная Коломна» (0+). Представлены акварели петербургского художника Елизаветы Соколовой, запечатлевшие один из старейших районов Петербурга.
Коломна с детства манила Елизавету Соколову загадочной тишиной, силуэтами кранов судостроительного завода, невысокими зданиями, тихими каналами. Воспоминания о походах в Мариинский театр, Консерваторию, прогулках возле Никольского собора сохранили в памяти Коломну как зачарованное, таинственное место. Впечатления художника от удивительного района, знакомого с детских лет, нашли отражение на бумаге.
Акварель придает образам Коломны легкость, ощущение хрупкости и мимолетности. После окончания учебы в Академии художеств Елизавета Соколова в основном работала в технике масляной живописи, но последние несколько лет она уделяет большее внимание акварели, пастели и смешанной технике. Автор считает, что с их помощью легче передать ускользающее состояние определенного момента, времени года, настроения. Выставка открыта для посетителей по 12 марта.
Музей «Русский Левша»
Выставка «Поэзия природы» (0+) в музее (Итальянская ул., 35) представляет творчество члена Союза мастеров флористической живописи и графики, члена народного коллектива любительского художественного творчества клуба мастеров флордизайна «Фантазия» Лидии Алексеевны Новиковой. Она посвящена 90‑летию мастера.
Почти половина жизни юбиляра посвящена созданию композиций из природных материалов. Ее картины созданы без кисти и красок. Темы и вдохновение автор черпала из сюжетов литературы и природы.
Флорист, глядя на живые растения, думает образами, песнями, сказками, стихами. Пейзажи и поэтические образы выполнялись из сухих цветов, травы, листьев, шелкового лилейника, бархатно-нежной мать-и-мачехи, кукурузы, ландыша, чеснока. Сказочные сюжеты из сверкающей соломки, а дивные, почти живые звери — из пуха тополя и ивы. Традиции декоративно-прикладного творчества и безграничная фантазия изложены на всем понятном языке природы.
Русский музей
Выставка, посвященная неосуществленной картине Александра Самохвалова «Радость жизни» (0+), открывает в Корпусе Бенуа камерное пространство для временных показов живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея.
В состав первой экспозиции в новом пространстве вошли семь миниатюрных этюдов к неосуществленной картине выдающегося советского живописца, графика, художника книги и театра Александра Николаевича Самохвалова, выполненных преимущественно гуашью на картоне и бумаге. Экспозиция поддержана пейзажами, миниатюрной скульптурой, а также тремя крупными живописными работами Самохвалова 1920 – 1930‑х годов.
Летом 1926 года художник отдыхал на берегу Дудергофского озера под Ленинградом. Здесь он задумал большую многофигурную картину «Радость жизни» — изображение группы молодых людей на пляже. В простом бытовом мотиве художник увидел один из символов новой эпохи. Замысел остался неосуществленным, но хранящиеся в Русском музее этюды, выполненные в 1928 году, дают представление о направлении творческих поисков художника. Несмотря на то что картина «Радость жизни» так и не была написана, этюды к ней занимают важное место в творчестве Самохвалова. Найденные в них приемы организации композиции, передачи движения и взаимодействия фигур в пространстве можно обнаружить в ряде работ 1930‑х годов.
Выставка продлится до 31 декабря 2023 года.
Музей истории города
В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Ленинград. Литографический цикл Анатолия Каплана» из собрания семьи Кушнир (0+).
Представлены около 120 литографий и рисунков Анатолия Львовича Каплана (1903 – 1980), посвященных нашему городу, пережившему войну и блокаду. В том числе литографический цикл «Ленинград», признанный одним из лучших образцов изобразительного искусства, повествующих о городе на Неве.
Художник пережил в Ленинграде первую, самую трагическую блокадную зиму и был отправлен в эвакуацию весной 1942 года. После возвращения в 1944 году он приступил к работе над серией литографий, посвященных жизни города, оправляющегося после пережитых испытаний. Эмоциональные переживания художника были столь сильны, что Каплан долгое время не мог расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 1950‑х годов.
Первые листы серии были посвящены погибшим друзьям Каплана. Для этого художник выбрал черно-белое колористическое решение, которое распространилось на весь цикл работ. Всего мастером было создано более ста литографий с видами Ленинграда. Все листы датированы и имеют название. Также на выставке демонстрируются карандашные рисунки с видами города, которые сохранились в записных книжках-тетрадях художника. Не всегда зарисовки были подготовительным материалом для дальнейшего их перевода на литографские камни. Эти рисунки — отдельный пласт творчества Каплана. Рабочие блокноты, с которыми художник не расставался во время своих постоянных прогулок по городу, датированы 1944 – 1948 годами. Страницы из блокнотов не имеют конкретной даты и названия, однако запечатленные на них городские пейзажи легко узнаваемы.
Музей истории религии
Новая выставка музея «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений» (0+) представляет первый в России выставочный проект, посвященный иконам, созданным в советское время.
Широкомасштабная антирелигиозная пропаганда прервала многовековое развитие религиозного искусства и ремесел. Но традиции не исчезли полностью — сельские мастера-кустари начали создавать иконы тайно. Используя элементы декора XIX века и доступные в советском селе материалы, они изготовляли иконы, в которых ярко отражалась драматичная эпоха борьбы с религией.
В создании таких икон принимали участие многие люди. Фотографы тайно тиражировали религиозные изображения — от старинных икон до картин на религиозные сюжеты В. Васнецова и М. Нестерова. Нелегальные распространители перевозили фотографические иконки. Сельские художники-оформители писали образы святых на картоне. «Несуны» выносили с заводов фольгу и другие материалы. Инструменты и материалы, которые использовали мастера, бывали совершенно неожиданными: от ружейных патронов до пионерских галстуков.
В последние годы советские иконы начали массово уничтожаться — старые иконы меняли на новые. В ближайшие десятилетия большинство икон, как и их создатели, безвозвратно ушли, а вместе с ними исчез целый пласт религиозной культуры советской поры.
На выставке представлены иконы, собранные в ходе экспедиций, прежде всего в Нижегородской области. Представлено более 80 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ в ходе экспедиций. Дополняют выставку предметы из собрания Музея истории религии.
Также можно увидеть инструменты, которыми работали образовники, и материалы, которые они использовали. Выставку сопровождают документальные фильмы о мастерах и мастерицах Нижегородской области.
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 марта
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 18 марта
В разделе «Шиизм» экспозиции «Ислам» Музея истории религии прошла частичная реэкспозиция
Театральный музей проведет однодневный фестиваль-марафон
Русский музей отметит свое 125-летие
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии