Вернисаж: выставки в Петербурге с 24 сентября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 24 сентября  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей Академии художеств

В Голубом зале Музея Академии художеств открылась выставка, посвященная немецкому художнику Иоганну Конраду Дорнеру (6+) (1809 – 1866), одному из создателей живописного убранства Исаакиевского собора.

Значительная часть работ художника находится в собрании музея-­памятника «Исаакиевский собор». Эти материалы легли в основу меж­музейного проекта, призванного ознакомить широкую аудиторию с художественным наследием художника.

Помимо графических листов на выставке представлены живописные портреты кисти художника и единственное в наследии мастера произведение ориентальной тематики, написанное Иоганном Дорнером в период увлечения экзотикой Востока, — «Невольницы».

Но самая крупная работа в жизни художника — это, безусловно, заказ на двенадцать икон для Исаакиевского собора. Три экспонируются на выставке. Подготовительные рисунки Дорнера к отдельным образам святых дают возможность проследить этапы работы мастера над этим заказом.

Музей театрального и музыкального искусства

Здесь (ул. Зодчего Росси, 2А) открылась выставка «Мастер. Художник макета Михаил Гаврилович Николаев» (6+). Она дает представление о театрально-декорационном искусстве Ленинграда — Петербурга последней трети ХХ — начала ХХI века и рассказывает об одном из его мастеров.

Михаил Николаев для театрального Ленинграда — Петербурга — личность легендарная. В его мастерской на протяжении многих лет собирались лучшие режиссеры и художники города: поработать вместе над макетом и поговорить «за жизнь». Актер по образованию, ученик Корогодского, Николаев прослужил в ТЮЗе им. А. А. Брянцева всю жизнь — но не на сцене, а за кулисами.

Михаил Николаев делал макеты к спектаклям Георгия Товстоногова, Льва Додина, Юрия Любимова, Рубена Агамирзяна, Камы Гинкаса, Генриетты Яновской, Григория Дитятковского и многих других режиссеров. Он сотрудничал с художниками Эдуардом Кочергиным, Алексеем Порай-Кошицем, Давидом Боровским, Александром Орловым, Мариной Азизян, Эмилем Капелюшем, Семеном Пастухом, Владимиром Фирером…

В экспозиции представлено более сорока макетов к спектаклям петербургских театров 1970 – 2000‑х годов из собраний Музея театрального и музыкального искусства, МДТ — Театра Европы, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Мариинского театра, ТЮЗа им. А. А. Брянцева, личных собраний Э. Кочергина и М. Азизян.

ГМЗ «Царское Село»

Музей представил публике две новые выставки. «Доспехи Страны восходящего солнца» (6+) в павильоне «Арсенал» — совместный выставочный проект с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Он объединяет самурайский доспех, несколько видов традиционных японских мечей, ружье и створки большого шкафа, украшенные панно с изображением воинов-самураев.

Доспех тосэй гусоку (то есть «современный доспех») появился в Японии в XVI веке и использовался до середины XIX века. В экспозицию вошли мечи вакидзаси, итомаки-но-тати, катана и нож танто. Меч считался символом боевого духа самурая, его чести и воинской безупречности, был фамильным сокровищем, передавался из поколения в поколение.

Огнестрельное оружие появилось в Японии в середине XVI века, когда португальских моряков выбросило бурей на остров Танэгасима. С этого времени японцы начали освоение, производство и применение в сражениях европейских ружей с фитильным замком. Ложи ружей покрывались лаком, парадные образцы украшались гербами мон, на стволах имелись изображения пейзажей или драконов, выполненные в технике гравировки или инкрустации.

В Александровском дворце открылась выставка «Августейшие визиты в Крым. 1900. 1902. 1909» (6+). Ее основу составили копии фотографий из альбомов семьи Николая II из собрания Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника и мемориальные предметы, напоминающие об августейших визитах в Крым, из коллекции музея-заповедника «Царское Село».

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ – ХХI веков

Музей представляет публике четыре новых проекта. Главное событие — выставка «Сон — белый конь» Оскара Клевера (1887 – 1975) (6+). Это первое масштабное представление творческого наследия незаслуженно забытого представителя отечественного искусства ХХ века. Театральный художник, живописец, график, младший сын и ученик знаменитого мастера пейзажной живописи, профессора Императорской академии художеств Юлия Юльевича Клевера, Оскар Юльевич вобрал в себя не только мастерство классической школы, но и новаторство эпохи рубежа веков. Выставка включает в себя более 150 графических и декоративно-прикладных произведений мастера.

Выставка Михаила Ершова (1901 – 1982) «Есть только миг» (6+) знакомит зрителей с творчеством художника советской эпохи, чье имя мало знакомо широкому кругу, а творчество остается незаслуженно обойденным вниманием исследователей. Между тем Михаил Ершов прекрасный живописец и утонченный колорист, продолжатель традиций русской реалистической школы живописи. Созданные им пейзажи 1940 – 1960‑х годов по праву входят в сокровищницу русского и советского изобразительного искусства. На выставке представлено более 40 живописных произведений мастера.

Выставка «Обратный адрес» (6+) Рашида Доминова переносит зрителя в мир сновидений, воспоминаний детства и грез о волшебных мирах прошлого. Художник легко и непринужденно рифмует времена и эпохи, соединяет разные грани бытия и создает многозначные образы, построенные на основе ассоциаций.

«История повседневности» (6+) Роберта Лотоша организована к семидесятилетию мастера и раскрывает особенности творческого метода скульптора, его многогранность и цельность. Лотош «живет скульптурой», наполняя философской глубиной произведения на, казалось бы, несущественные темы. Среди образов, созданных им, есть персонажи и древнегреческой мифологии, и библейских сюжетов, и наши современники. За каждым из них угадывается некая житейская история.

DiDi

Здесь открылась персональная выставка Вадима Овчинникова (1951 – 1996) — одного из лидеров легендарной группы «Новые художники» (6+). Она представляет абстрактно-фигуративные живописные произведения, написанные в 1990‑е годы.

Динамичные колористические композиции автора продолжают традицию русского авангарда, вбирая в себя литературные, музыкальные и мифотворческие исследования художника. Увлечение разработкой нового изобразительного языка позволило Овчинникову обрести неповторимый художественный почерк и стать одним из наиболее ярких живописцев своего времени. В 1993 году в Мраморном дворце Русского музея прошла его первая персональная выставка живописи.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии