Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 ноября 2021

Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 ноября 2021 | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Эрмитаж

Выставка «Незримое искусство: расширяя границы возможного» (6+), развернутая в Главном штабе, обращена в первую очередь к незрячим и слабовидящим людям. Вместе с тем любой посетитель сможет по-новому «прикоснуться» к наследию мировой культуры.

Она знакомит с результатами многолетних поисков и исследований Эрмитажа в области создания реплик произведений искусства для слабовидящих и незрячих людей. Проект «Незримое искусство» развивается уже много лет. Первым реализованным объектом стала рельефная модель, созданная на основе живописного автопортрета Рембрандта из собрания Лейденской коллекции (США). Она была представлена публике в Эрмитаже в 2018 году на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Посетители смогут узнать о сложных процессах перевода двумерного изображения в трехмерное и о различных методиках создания тактильных моделей.

Другой раздел выставки рассказывает о трансформации сцен из настенной живописи Пенджикента в объемные объекты – отдельные барельефы. Пенджикент – древний город, который в V – VIII веках существовал на территории современного Таджикистана. Фрагменты уникальной живописи были вывезены оттуда в ХХ веке археологической экспедицией в Эрмитаж, где прошли масштабную реставрацию, и сейчас экспонируются в музее.

Еще один этап проекта реализован благодаря совместной работе с Азербайджанским национальным музеем ковра. При участии сотрудников этого музея были воспроизведены фрагменты древнейшего из ныне известных ворсовых ковров, обнаруженного в могильнике Пазырык (IV – III вв. до н. э.) на территории нынешнего Алтая. Петербургские специалисты также воссоздали в объеме войлочные изделия, найденные в этом же кургане, – фрагменты ковра и фигурку лебедя.

Российский этнографический музей, 19 ноября

Здесь в рамках цикла «Прогулки по кавказскому городу» (0+) откроется новая выставка «Уют кавказского дома», посвященная феномену комфорта в городской среде конца XIX – начала XX века.

В этот период в полиэтничных городах региона, собравших разные культурные традиции, происходили процессы экономических и политических изменений, которые диктовали новые эстетические подходы и представления о гармонии пространства. В первую очередь аристократия, а затем и представители среднего класса стремились следовать новым направлениям в декорировании интерьеров, что приводило к появлению эклектичных вариаций оформления внутреннего пространства городского дома.

На выставке будут представлены предметы мебели, утварь, образцы интерьерного текстиля – ворсовые и безворсовые ковры, скатерти и салфетки, вышитые в технике глади, крестом и тамбурным швом, а также предметы интерьера, выполненные в технике игольного кружева.

Также экспонатами выставки станут уникальные предметы одежды: традиционный костюм женщины-горожанки, состоящий из бархатного платья, богато вышитого передника, изысканного головного убора, украшенного цветами, исполненными в технике игольного кружева. Многочисленные украшения, изготовленные из золота и драгоценных камней, завершают наряд молодой хозяйки.

Русский музей

В Михайловском замке открылась выставка «Я – Достоевский» (6+), посвященная 200-летию со дня рождения писателя. Основой проекта стали картины из воображаемого «идеального музея писателя», которые были знаковыми для Достоевского на протяжении всей его жизни, «созвучные» его художественному миру, его героям. На выставке представлены старинные копии картин Рафаэля, выполненные выдающимися мастерами-копиистами ХIХ века, а также подлинные произведения живописи из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и других музеев – участников проекта.

Выставка размещается в шести залах первого этажа Михайловского замка. Каждый зал посвящен определенной теме: Петербург, «Преступление и наказание», Европа, Романы («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), Двери флорентийского баптистерия, Крест. На выставке присутствуют предметы, принадлежавшие писателю.

Музей истории религии

Фотовыставка «Путешествие в Марокко» (6+), организованная совместно с Музеем исламской культуры, посвящена поездке известного российского путешественника князя Константина Александровича Вяземского в Марокко.

Князь Вяземский (1853 – 1903), в конце жизни – схимонах Ксенофонт, хранитель одного из крупнейших собраний древних рукописей – библиотеки русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Он стал первым россиянином, побывавшим не только в Танжере, но и во внутренних районах Марокко. Получив прекрасное образование, Вяземский через всю жизнь пронес любовь к путешествиям, в которых он провел шестнадцать лет, главным образом верхом на лошади, преодолев по дорогам России, Западной Европы, Африки и Азии более 300 тысяч километров.

Основу проекта составили 30 фоторабот Станислава Белоглазова – фотографа, путешественника. Он работал в 135 странах и из каждой привозил интереснейшие фоторепортажи. По его словам, поездка по Марокко – это не просто погружение в уникальную культуру Востока, но и настоящее путешествие в историю, в мир, где живы вековые традиции. А зритель может сравнить тексты, впечатления, переданные для потомков первыми русскими исследователями, и фотографии нашего современника.

Выставку сопровождает каталог, в котором публикуется дневник путешествия князя Вяземского.


#выставка #экспозиция #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7054) от 19.11.2021 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 ноября 2021».


Комментарии