Вернисаж: выставки в Петербурге с 21 июня

 Вернисаж: выставки в Петербурге с 21 июня | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Царское Село»

Увидеть императорскую ферму XIX века глазами птицы благодаря виртуальной реальности; управлять цифровыми потоками «молочных рек» с помощью интерактивных бактерий; узнать время на современной версии растительных часов ученого Карла Линнея и многое другое смогут посетители выставки «Crypto/Ферма» (6+) в музее-заповеднике «Царское Село».

Как мы уже сообщали, она работает в историческом комплексе «Императорская ферма». Это совместный проект ГМЗ «Царское Село» и центра Art & Science Университета ИТМО. Художники — студенты и выпускники одноименной магистратуры — исследовали тему Фермы с помощью методов научно-технологического искусства. Новая выставка — часть большого проекта «Арт-ферма Царского Села».

Выставка — пространство для диалога о том, как современные технологии могут пересекаться с природными процессами. В экспозиции представлены семь инсталляций. Их авторы задаются вопросами: как происходит взаимодействие человека с природой и историческим наследием в контексте науки и новых технологий и используют в том числе передовые инструменты — нейросетевые решения.

«Арт-ферма Царского Села» — первый масштабный проект, который мы проводим на территории комплекса императорской фермы после его реставрации, — рассказывает Татьяна Андреева, заместитель директора по развитию ГМЗ «Царское Село». — Так сложилось, что экспонатов в самом обычном их понимании, которые могли бы стать основой традиционной музейной экспозиции, в собрании музея сохранилось считанное число — несколько изображений, исторических чертежей и предметов фарфора. Но архитектурное решение фермы, ее история и обитатели — прекрасная фактура для творческого переосмысления. Мы рады, что художники ИТМО откликнулись на музейную инициативу».

Новое здание Российской национальной библиотеки

Здесь открылась выставка «Феномен белых ночей в литературе и искусстве» (12+). Среди экспонатов — «Медный всадник» Александра Пушкина, «Белая ночь» Якова Полонского и Нины Берберовой, «Какая ночь! На всем какая нега» Афанасия Фета, «Неизвестный человек» Даниила Гранина, «Белые ночи» Леонида Леонова и «Белые ночи» Константина Паустовского. В привычном для нас значении словосочетание «белые ночи» употребил Федор Достоевский в одноименной повести, вышедшей в 1848 году. Интересен уникальный альбом «Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова», выпущенный в 1986 году издательством «Планета». В своих иллюстрациях художник передал особое состояние петербургских белых ночей, призрачность, тоску по утраченной мечте. Большую часть графических листов он выполнил пастелью, нежные оттенки которой помогли ему отразить романтическую атмосферу.

Русский музей

Выставка «Наш авангард» (6+) посвящена художественному наследию ­отечественных авангардистов. Залы на втором этаже Корпуса Бенуа заняли более трехсот живописных работ, произведений печатной графики и фарфора работы художников авангарда — Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Марка Шагала, Михаила Ларионова, Ольги Розановой, художников обществ «Бубновый валет» и «Союз молодежи». В организации выставки приняли участие пятнадцать российских музеев.

Маршрут строится последовательно: импрессионизм — примитивизм — сезаннизм — кубизм — футуризм — абстракционизм — конструктивизм.

Это экскурс в мир новаторских художественных исканий первой половины ХХ века, возможность погрузиться в атмосферу удивительных экспери­ментов с формой и цветом и ознакомиться с главными авангардными течениями.

Центральную линию проекта дополняют тематические залы. В одном из них собраны портреты и автопортреты деятелей культуры — действующих лиц эпохи, тех, кто создавал феномен русского авангарда. Другие залы посвящены постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова, что позволяет показать их наследие со всей возможной полнотой, подчеркнуть неоспоримо высокий статус художников и сделать акцент на специфике музейного собрания: в Русском музее представлена самая большая и значительная коллекция шедевров этих художников. Один из финальных аккордов выставки — видеодемонстрация эскизов кос­тюмов и декораций, созданных Казимиром Малевичем для оперы «Победа над Солнцем», дополненная футуристической музыкой Михаила Матюшина.

Эрмитаж

28 июня в Николаевском зале откроется выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» (6+).

Эрмитаж располагает уникальными возможностями, позволяющими продемонстрировать истоки дуэльной традиции и ее эволюцию, проследить развитие дуэльного оружия (как холодного, так и огнестрельного), представить в произведениях живописи и графики личности знаменитых дуэлянтов и историю знаменитых дуэлей.

Традиция дуэлей сложилась в XVI столетии, однако охват экспонатов выставки будет гораздо шире. Планируется продемонстрировать европейскую историю поединков: начиная с Античности и Средних веков, с традициями так называемого Божьего суда и рыцарских турниров — истоков дуэли. На выставке будут показаны доспехи для конного и пешего турнирного боя.

Сама дуэль родилась в Новое время, и с середины XVI века дуэли велись с помощью холодного оружия — шпаг, рапир и сабель. В коллекции музея находится большое количество шпаг, фехтовальных щитков и рапир XVI – XVII веков, которые и будут представлены на выставке. После битвы при Ренти (1554), обнаружившей преимущества рейтаров, вооруженных пистолетами, в среде кавалеристов сложился обычай использования их при верховых поединках. Усовершенствование механизма этого оружия, остававшегося долгое время кавалерийским из‑за размера и веса, уже к началу XVIII века сделало возможным применение пистолетов и в пеших дуэлях.

Одной из главных тем выставки станет традиция дуэлей в России — ее зарождение, знаменитые истории и показ характерного оружия. Будет затронута и тема студенческих корпорантских дуэлей. Предполагается использование на выставке фехтовальных трактатов, созданных с XVI по XIX век, в том числе первых вышедших на русском языке.

* * *

В Главном штабе открылась выставка «Оружие Бахрейна. Традиции и современность» (6+). Она позволяет посетителям ознакомиться с редкими изделиями старых и современных оружейников Королевства Бахрейн.

Древние традиции создания холодного оружия в Бахрейне веками передаются из поколения в поколение. Этому способствует не только официальная поддержка руководства страны, но и преданность самих мастеров своему делу. Одну из ключевых ролей в сохранении и развитии оружейного ремесла сыграла семья Аль Сайег, которая более двух столетий назад основала фабрику Depaj. Там до сих пор изготавливают сабли, кинжалы, ювелирные изделия и драгоценные сувениры, выполненные в традиционных техниках. Именно они составили основу выставки вместе с экспонатами Национального музея Бахрейна.

Всего на экспозиции представлено около 30 предметов, демонстрирующих эволюцию оружейного ремесла в этой стране. Самый ранний из них датирован XVIII – XIX столетиями, самые поздние — первой четвертью XXI века. В их числе сабли джаббара (получившие свое название от региона Эз-Зубара, прародины правящей династии Королевства Бахрейн), кинжалы мухаммас, наджди и другие. Все они созданы из золота и серебра, декорированы драгоценными камнями, слоновой костью и бахрейнским жемчугом.

Тут же можно видеть традиционные ремесленные инструменты, используемые при создании предметов оружия. Отдельную группу составили предметы, не имеющие отношения к оружию, но демонстрирующие мастерство своих создателей: курильница, кофейник, соколиный насест.

Музей Академии художеств

В Парадных залах музея представлен проект «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели» (6+).

Проект посвящен живописи двух знаменитых художников, ярких представителей изобразительного искусства Грузии и России — Нико Пиросманашвили и Зураба Церетели. Сегодня их творчество объединяет не только Грузию и Россию, где хранятся их работы и активно ведутся исследования их наследия, но и другие страны.

В творчестве этих художников, несмотря на яркую индивидуальность каждого и разность эпох, в которые они жили и творили, читаются общие черты: наполненность ярким этническим колоритом Грузии, понимание древних общечеловеческих законов, постоянный поиск способов самовыражения.

И хотя Нико Пиросмани не получил классического художественного образования и относится к наивному направлению искусства начала XX века, Зураб Церетели считал его одним из художников, наряду с Ван Гогом, Пикассо и Матиссом, значительно повлиявших на его формирование. Это нашло отражение в том числе и в ряде работ, посвященных наследию тифлисского мастера — «Посвящение Пиросмани», «Натюрморт «Пиросмани», «Я и Инесса в старости. Памяти Пиросмани» и других.

Творчество Пиросмани традиционно связывается не только с национальным искусством Грузии, но и с модернистскими веяниями в художественной жизни XX века. Его необычные работы, созданные в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле, стали одним из ярких явлений живописи того времени, которые отразились на дальнейшем развитии как национального, так и общеевропейского искусства. Написанные на картоне и черных клеенках картины Пиросмани — застолья, сцены сельского труда, портреты людей и изображения животных — словно составляют некую сагу о Грузии, древней и современной одновременно. Как художник, сохранявший традиционные для народного искусства черты архаического мышления, Пиросмани не писал в чистом виде пейзажи или портреты: его персонажи, будь то люди или животные, всегда находятся в некоем реальном или эпическом пространстве.

Той же глубинной традицией искусства Грузии — его яркостью, изобилием, оптимизмом восприятия жизни — было рождено искусство Зураба Церетели, изначально основанное на культурном наследии его родины. Но вместе с тем он расширяет круг мотивов и стилистических поисков, отражающих динамику современного искусства.

В числе участников проекта Российская академия художеств, Музей Академии художеств, Московский музей современного искусства, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей искусства народов Востока, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Музей истории Санкт-Петербурга, собрание Зураба Церетели.

Музей «Русский Левша»

Союз творческих деятелей «Международная гильдия мастеров» и студия художественной куклы «Чукла» представляют выставку «Кукольная азбука» (0+).

Это не просто экспозиция, а увлекательный арт-ребус, воплощенный в 33 авторских куклах-композициях. Каждая работа — это зашифрованная буква русского алфавита, рассказывающая свою историю. Каждая «буква» рассказывает собственную историю, очевидную и не очень. Каждая исполнена в собственной стилистике и в авторской манере.

Идея «Кукольной азбуки» родилась в студии художественной куклы «Чукла» в начале прошлого года как некое яркое, забавное, абстрактно-абсурдное явление. Студия работала над проектом больше года. Участие приняли 27 авторов, родились 33 куклы. Позднее работы были дополнены стихами участников проекта.

Российская национальная библиотека

Выставка «Импульс Победы: изобретения военных лет на службе мира и прогресса» (12+) рассказывает о научно-технических достижениях, которые были осуществлены Советским Союзом в послевоенные десятилетия.

Экспозиция представляет издания 1930 – 2000‑х годов из фондов РНБ. Это редкие книги, альбомы, брошюры, плакаты, фотографии, а также артефакты из частных коллекций. Один из разделов посвящен научным достижениям периода Великой Отечественной войны и празднованию 220‑летия Академии наук СССР, проходившему в июне 1945 года.

Роль научных разработок в победе колоссальна, при активном участии ученых академии удалось в сжатые сроки перевести промышленность страны на военные рельсы. Благодаря новым исследованиям были разработаны усовершенствованные виды вооружений, освоены месторождения полезных ископаемых, разработаны новые виды операций для спасения раненых.

Санкт-Петербургский союз художников

В состав выставки Ашота Казаряна «Тело — храм искусства» (6+) вошли работы, созданные мастером за последние годы.

Известность Казарян приобрел как скульптор, его графические и живописные работы менее известны. Но в золотом фонде Казаряна более 600 скульптурных работ, и он продолжает творить в своем авторском стиле. В его работах есть и античные сюжеты, и отголоски творчества французских импрессионистов, и норов русских авангардистов.

На выставке представлены 26 скульптур из бронзы, пастельная живопись, эскизы и предметы искусства из личной коллекции автора.

* * *

Выставка художника-графика Владимира Верещагина называется «Возвращение» (0+). Она посвящена семье Верещагиных и всем северным поморам.

Центральная часть выставки — живописные работы об Онежском крае. Тема Онеги постоянно повторяется у художника на протяжении его творческого пути. Каким был Онежский тракт, можно увидеть благодаря художнику, восстановившему на своих работах утраченную архитектуру и ту атмосферу старого быта, что осталась в памяти бабушек и дедушек. Этой же теме посвящена часть офортов.

Художник представил две серии офортов 1980 – 1990‑х годов, посвященных Петербургу, — гравюру на пластике и акватинту. Многие листы из этих серий хранятся в Музее истории города на Мойке, 12, и в других музеях Петербурга. Также на выставке представлена серия работ «Возрождение Царского Села».

Верещагин входит в когорту мастеров, которые восстанавливают храмы по историческим документам. Много лет назад он выбрал для себя одним из направлений творчества работу в малоформатной печатной графике, в частности, в экслибрисе. Он постоянный участник и лауреат международных конкурсов, и его экслибрисы хранятся в государственных и частных коллекциях. Один из разделов выставки посвящен именно экслибрису.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7931) от 20.06.2025.


Комментарии