Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 мая

Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 мая | ФОТО Анастасии СИЛЕНКОВОЙ

ФОТО Анастасии СИЛЕНКОВОЙ

Эрмитаж

24 мая в малой церкви Зимнего дворца откроется выставка «Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II» (6+). Подобная специализированная выставка, связанная с многообразной интерпретацией отечественного культурного наследия, будет организована в стенах Эрмитажа впервые.

Цель выставки — всесторонний показ особого художественного направления, которое получило условное название «русский стиль». Поддержанное Николаем I с подачи министра просвещения С. Уварова триединство «самодержавие, православие, народность» как главное кредо его правления нашло отклик среди многих деятелей искусства. Они стали искать источники вдохновения в старинных рукописях, памятниках архитектуры, народном крестьянском творчестве.

В эпоху историзма, то есть в период правления Николая I и Александра II, были созданы разнообразные изделия из серебра, фарфора, стекла, дерева, в художественный образ которых органично вплетались мотивы, заимствованные из крестьянского быта. Большим спросом стали пользоваться солонки в форме бочонков и церковных куполов, рамки в виде фронтонов изб, кружки из стекла и фарфора в форме братин или жбанов, портсигары-варежки. Один из самых ярких примеров подобного стиля, получившего название «псевдорусский», — кресло В. Шутова «Дуга, топоры и рукавицы», представленное на выставке. В состав экспонатов включены произведения, созданные по эскизам Ф. Солнцева, И. Монигетти, В. Гартмана. С 1880‑х годов на фоне развития стиля модерн активизируются национально-романтические тенденции, нашедшие отражение в творчестве мастеров следующего поколения: Н. Набокова, Н. Султанова, В. Васнецова, А. Бенуа. Их авторские рисунки, а также изделия декоративно-прикладного искусства 1890 – 1910‑х годов также будут представлены на выставке.

Музей истории города

В особняке Румянцева проходит выставка «Следуй своей мечте!» (6+), представляющая работы петербургского скульптора Владимира Петровичева.

Владимир Петровичев — мастер анималистики. Однако ему с равной степенью виртуозности удается изобразить в твердых материалах все формы живой природы: животных, насекомых, птиц, растения, человека. В творческий багаж Петровичева входят скульптуры, выполненные в различных техниках и различных материалах. Бронза и стекло, керамика и камень не противоречат друг другу, а органично подчиняются общей идее произведения. Владение технологией отливки бронзы и дальнейшей ее обработки позволяет мастеру изобразить любую фактуру, будь то толстая шкура бегемота или легкие упругие перья птицы.

Среди произведений Владимира Петровичева не только станковая ­скульптура, но и работы, живущие в городской среде. Самые известные его «питомцы»: «Кошка Василиса» на Малой Садовой улице и «Зайчик, спасшийся от наводнения» у Заячьего острова. Зайчик, получивший имя Арсений, стал главным героем выпущенного в этом году Музеем истории Санкт-Петербурга детского путеводителя по Петропавловской крепости.

Российская национальная библиотека

В новом здании библиотеки на Московском проспекте открылась выставка работ заслуженного художника России Леонида Птицына (1929 – 2017) (12+). Она демонстрирует 80 картин художника с удивительной судьбой, Маресьева от живописи. Ему было 15 лет, когда при разминировании родного села после освобождения от фашистов он потерял кисти обеих рук. Книга о подвиге летчика Алексея Маресьева стала для подростка пошаговой инструкцией о том, как снова начать жить, пойти за своей мечтой. После нескольких лет упорных тренировок он поступил в училище, затем в Академию художеств. Это был первый и единственный за 250 лет существования учебного заведения случай, когда безрукому ученику разрешили обучаться живописи. Пейзажи, натюрморты, портреты — таково жанровое многообразие его картин, которые светятся искренностью, жизнелюбием, добротой.

Сегодня картины Леонида Васильевича Птицына хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом. Постоянная выставка его работ есть в музее-усадьбе «Рождествено». Он неоднократно награждался медалями и дипломами, был удостоен премии им. Н. А. Островского за мужество, крепость духа и успехи в изобразительном искусстве. 15 января 2010 года Л. В. Птицыну было присвоено звание заслуженного художника Российской Федерации.

Музей-квартира А. А. Блока

24 мая здесь откроется выставка «Театральная Коломна» (12+).

На небольшом пространстве у Крюкова канала между рекой Мойкой и Екатерининским каналом в начале ХХ века располагалось несколько театров. Многие адреса Коломны хранят память об актерах, артистах оперы и балета, режиссерах и других театральных деятелях.

На выставке будут представлены предметы, характеризующие прежде всего театральные интересы Блока и его родных, рассказывающие о творчестве его знаменитых современников, проживавших в Коломне, имена которых поэт фиксировал в записных книжках и дневниках. Александр Александрович любил оперу, особенно произведения Рихарда Вагнера. Его супруга Любовь Дмитриевна интересовалась балетом, в 1930‑е годы она помогала А. Я. Вагановой в написании книги «Основы классического танца» и стала автором собственного исследования.

В экспозиции будут демонстрироваться уникальные экспонаты из собрания Музея истории Санкт-Петербурга: заметка Блока о выездных спектак­лях Театра музыкальной драмы, письмо Комиссаржевской, фотографии, открытки с портретами оперных и балетных артистов Мариинского театра, актеров Театра В. Ф. Комиссаржевской, труппы К. Н. Незлобина. Посетители увидят программы, афиши спектаклей, издания, посвященные артистам оперы и балета, среди которых книга о Н. Забеле-Врубель и фундаментальная книга Л. Блок «Классический танец. История и современность», а также журналы и журнальные иллюстрации конца ХIХ — начала ХХ века. Выставка продолжит работу до 3 сентября.

Музей истории города

На Соборной площади Петропавловской крепости открыта планшетная выставка, посвященная 320‑летию основания Санкт-Петербурга (6+).

27 мая наш город отметит свой 320‑й день рождения. В этот день (по старому стилю — 16 мая) в 1703 году Петр I заложил в устье Невы первое сооружение будущей столицы — Петропавловскую крепость.

Выставка повествует об истории и традициях празднования юбилеев города, во время которых крепость неизменно оставалась одним из знаковых мест для проведения торжественных церемоний. Первый юбилей (100‑летие города) отмечался в 1803 году при императоре Александре I. Зародилась традиция к городским праздникам открывать новые учреждения и памятники. Следующий крупный праздник состоялся 16 мая 1903 года, для подготовки которого в Городской думе была создана Юбилейная комиссия. Работами по украшению города руководил особый думский комитет, и убранство столицы отличалось особой пышностью.

Празднование 250‑летия Санкт-Петербурга — Ленинграда (1953) по различным причинам было отложено и отмечалось четыре года спустя. Была проведена грандиозная работа по подготовке мероприятий, благоустройству и декорированию города, реставрации памятников и выпуску юбилейных сувениров.

2003 год с согласия ЮНЕСКО был объявлен годом Санкт-Петербурга. Торжества проходили несколько дней, были открыты отреставрированные и отремонтированные к юбилею объекты. Прошли фестивали искусств различных стран, выставки, спортивные состязания, молебны в храмах разных конфессий.

Все эти памятные даты увековечены в произведениях искусства, документах и фотохрониках, хранящихся в научном архиве и фондах Музея истории Санкт-Петербурга.

Вход на выставку свободный.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Выставка «Выбор Достоевского» (6+) объединила любимые картины писателя в цифровых копиях из известных музеев. Это картины, которые Достоевский особенно ценил, о которых размышлял и упоминал в своих произведениях, особый интерес к которым передавал своим героям.

Достоевский хорошо знал творчество многих отечественных и европейских художников. В Военно-инженерном училище, которое он окончил, рисунку и архитектуре уделялось серьезное внимание. Достоевского интересовали психология изображенных персонажей, их отношения, лица, маленькие детали, для обычных любителей искусства кажущиеся незначительными. Очень важным для него было понятие художественной правды.

Видеокомментарии к выставке дают возможность ознакомиться с мнением Достоевского о представленных картинах. В выставке приняли участие: Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Эрмитаж, Российская национальная библиотека, Русский музей, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, галерея Уффици (Флоренция), Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей театрального и музыкального искусства, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии