Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 июля 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 июля 2022 | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ГМЗ «Царское Село»

В павильоне «Арсенал» открылась выставка одного экспоната «Курьезная ошибка в императорской коллекции: индийский доспех XVII века из собрания Государственного Эрмитажа» (0+).

Это пятая выставка такого формата, которую совместно подготовили музеи «Царское Село» и Эрмитаж. Доспех выставлен на своем истори­ческом месте, где он находился до конца XIX века. Его дополняет богемский щит-павеза XV века. Экспозиция рассказывает не столько о конкретном доспехе, который когда‑то хранился в этих стенах, сколько об истории его поступления в императорскую коллекцию оружия и связанном с ним казусом атрибуции. На протяжении веков она менялась трижды: доспех значился чешским, турецким, затем индийским.

Эрмитаж

6 июля в Арапском зале Зимнего дворца откроется выставка «Дары Петру Великому» (0+).

Она представит публике комплекс вещей, которые были поднесены Петру I и в настоящее время хранятся в собрании Эрмитажа. Это дипломатические дары, подарки родственников и лиц из ближайшего окружения царя.

Более 50 экспонатов свидетельствуют о разносторонних интересах и пристрастиях Петра. Это дары китайского императора, подарки польского короля и курфюрста Саксонии Августа Сильного, датского короля Фредерика IV, правителя Пруссии Фридриха I. Так, зеркало в янтарной раме и шкатулка из янтаря были выбраны Петром I из многочисленных даров короля Пруссии Фридриха I; известно, что русский царь особо ценил янтарь. Ковчег работы Ганса Риссенберга был поднесен царю Меншиковым. Размещенная рядом с Галереей Петра Великого временная экспозиция даров расширяет представление посетителей музея о петровских коллекциях Эрмитажа.

9 июля в комнатах Фаберже в Главном штабе откроется выставка «Современное камнерезное искусство» (0+). В 2011 году музей получил в дар работы из собрания М. Арциновича. В течение нескольких лет коллекция пополнялась благодаря закупкам и пожертвованиям художников. Большая часть экспонатов выполнена петербургскими художниками в начале XXI века, есть и изделия зарубежных мастеров, работающих в центре камнерезного искусства в Германии. Работы созданы в жанрах анималистики, флористики, полихромной скульптуры, они выполнены из одного материала или составлены из нескольких пород камня.

Музей истории города

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась ретроспективная выставка художника, скульптора, графика, мастера декоративно-прикладного искусства Ивана Тарасюка «В перекрестном ритме» (0+).

Демонстрируются цветные литографии 1980 – 1990‑х годов, посвященные Ленинграду — Петербургу, а также современные фарфоровые изделия: скульптуры, вазы, декоративные блюда и тарелки — всего более 130 экспонатов.

Творчество Тарасюка объединяет традиции ленинградской школы графики, народного искусства, бурлескного театра, элементы авангарда. Но он всегда остается верен себе. Его персонажи находятся в движении, в бесконечном круговороте жизни: они перемещаются из работы в работу. 

Один и тот же сюжет в творчестве Тарасюка можно встретить на литографии, в картине, скульптуре, росписи по фарфору. Художник ищет идеальную гармонию для своих персонажей в разных техниках.

Российский этнографический музей

Серия выставок «Образы Арктики» (0+) посвящена художественным традициям северных народов, яркая и самобытная культура которых сложилась в условиях Крайнего Севера.

Выставки знакомят посетителей с традиционными народными промыслами северных охотников, оленеводов, морских зверобоев: резьбой по дереву, художественной обработкой бересты, вышивкой волосом оленя, нитками и бисером, меховой мозаикой. Используя эти разнообразные материалы, северяне по‑своему художественно интерпретировали все те предметы, с которыми была связана их жизнь: одежду, утварь, орудия охоты. Орнаменты, нанесенные на тот или иной предмет, были не просто украшением, а служили своеобразными оберегами, а также вместилищами тех или иных мифологических образов, сакральный смысл которых со временем забылся.

На выставках также представлены хранящиеся в музее графические и скульптурные работы, которые были выполнены первыми студентами из числа северных народов, обучавшихся в 1926 – 1936 годах в Ленинграде в Институте народов Севера. В число учебных дисциплин в качестве эксперимента входила живопись, а позднее, когда при институте были созданы художественные мастерские, — скульптура. Неповторимое своеобразие созданных ими работ заключаются «в соединении глубокой архаики с новыми современными формами».

Музей Академии художеств

В Голубом зале музея открылась выставка «Не царское дело» (0+). Указы Петра, радикально преобразовавшие русскую действительность, затронули политику, экономику и культуру. Не осталось ни одной сферы жизни общества, где реформаторский пыл царя-преобразователя не нашел себе применения.

Выставку можно рассматривать как иллюстрацию фразы отечественного историка XIX века С. Соловьева: «Петр — работник с мозольными руками».

Петр I желал во всем быть примером для своих подданных. Он был блестящий фортификатор и артиллерист, кораблестроитель, штурман и лоцман, столяр, токарь, кузнец. Он же — картограф, архитектор, часовщик… Царь брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, посещал анатомический театр, практиковался в хирургии. Считается, что он за свою жизнь овладел 14 ремеслами, причем некоторыми из них в совершенстве. И хотя это все с точки зрения старомосковской традиции вовсе не царское дело, пристрастие царя к получению новых знаний и освоению новых профессий привело к реформам, в корне изменившим жизнь России.

На выставке представлено более 40 графических произведений эпохи Петра I из собрания музея при Российской академии художеств, а также столярные инструменты, штурманские приборы, анатомические редкости, уникальные книжные издания XVIII века из девяти музейных, частных собраний и библиотек.

KGallery

Выставка Георгия Гурьянова «Куда ж нам плыть?..» (0+), которая откроется здесь 8 июля, подготовлена галереей совместно с петербургской Новой академией. Будут показаны работы художника из частных и музейных собраний Москвы и Петербурга, большую часть предоставят наследники Гурьянова.

Он никогда не писал быстро, долго и упорно работал над каждым своим произведением и бесконечно его переделывал. Организаторы экспозиции основное внимание сосредоточили на произведениях, оставшихся в мастерской. Так что выставка посвящена творческому процессу в большей степени, чем результату.


#выставка #музей #культурные события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7201) от 01.07.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 июля 2022».


Комментарии