Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 ноября 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 ноября 2022 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Музей истории религии

Новая выставка «Начало. К 90‑летию Музея истории религии» (12+) рассказывает о начальном периоде истории музея: 1932 – 1941 годах. Она представляет более ста экспонатов. Среди них предметы знаменитой антирелигиозной выставки, открытой в стенах Зимнего дворца, ставшие основой коллекции созданного Музея истории религии.

Представлены и фотографии первых экспозиций и выставок, афиши 1930‑х годов, пригласительные билеты на торжественное открытие музея, архивные документы. Дополняют выставку экспонаты первых музейных выставок «Революционная Испания в борьбе с фашизмом» (1936 г.), «Религии Китая» (1940 г.), экспозиций «Религия Индии», «Иудаизм» и других.

В 1930‑е годы экспонаты поступали в фонды музея из разнообразных источников: экспедиций и собирательских командировок, закрытых храмов, собраний других музеев. Многие были созданы на заказ, получены в дар или приобретены у частных лиц.

На выставке представлены деревянное распятие конца XVII в., поступившее из Государственного музейного фонда, склеп «мунди-вакчи» для хранения пепла умершего (Сахалин, XIX в.) из Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры), итальянская икона XV в. «Св. Георгий» из Эрмитажа, алебаст­ровый рельеф «Коронование терниями» XVI в. из Русского музея. Особый интерес представляет макет «Дворцовый собор в Боголюбове (1158–1165)», научным консультантом которого был исследователь древнерусской культуры Н. Н. Воронин, посвятивший многие годы изучению и реконструкции первоначального вида этого памятника.

Жители и гости Ленинграда — Петербурга, посещавшие Музей истории религии в Казанском соборе, помнят знаменитые «Камеру испанской инквизиции XVI в.» и «Комнату алхимика». Выполненные ленинградскими художниками макеты создавали иллюзию реальности, что рождало живой отклик у посетителей. На выставке демонстрируются фрагменты кабинета — химические сосуды, муляжи черепов, алхимические книги и многое другое.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Выставка «Какой‑то странник вечный я…» (0+) приурочена к 200‑летию со дня рождения Аполлона Григорьева — поэта, театрального и литературного критика, переводчика, публициста, сотрудника журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха».

Выставка рассказывает о непростом жизненном пути «русского Гамлета» (как называл Григорьева Федор Достоевский), о трагическом разломе между мечтами и реальностью. Среди ее участников: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Музей театрального и музыкального искусства, мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково».

Сопровождает выставку аудиоспектакль. В роли Аполлона Григорьева актер Театра на Васильевском Михаил Николаев.

Петербургский союз художников

«Пейзаж для героя» — выставка художника-графика Николая Баранова (0+). В проекте представлены городские пейзажи последних трех лет, выполненные в технике масляной пастели. Отдельно демонстрируются работы в области книги: «Государственные символы России», международный проект «Дома и домики Петра Первого», многотомная энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга», юбилейные книжные проекты всероссийского литературно-художественного журнала для школьников «Костер».

На выставке Елены Эргардт «Место рождения: книга» (0+) представлены иллюстрации к произведениям классиков детской литературы Святослава Сахарнова, Михаила Яснова, Валерия Воскобойникова, Генриха Тумаринсона.

Особое место в экспозиции занимают работы, отмеченные дипломами лауреата международного конкурса «Образ книги» в номинации «За лучшие иллюстрации к художественным произведениям»: «Иванов проживал в Ливерпуле» Николая Боровкова и «А завтра никогда» Вячеслава Лейкина; иллюстрации, вошедшие в шорт-лист «Новая детская книга» в номинации «Дизайн детской книги Pro», к стихотворению «500 одеял» Иосифа Бродского; иллюстрации, победившие в Международном конкурсе к 100‑летию первого издания «Крокодила» Корнея Чуковского.

В книге «Записки сэра Мартина Рэббита» художница выступила и автором текста произведения, издание было отмечено дипломом международного конкурса «Образ книги».

Музей-квартира А. А. Блока

25 ноября музей откроет выставку «Очарованный круг «Балаганчика» (0+).

Это — первая экспозиция из цикла «Театр Александра Блока». Идея написания пьесы «Балаганчик» на основе одноименного стихотворения поэта, созданного в июле 1905 года, возникла у Г. Чулкова. Произведение было окончено поэтом в начале 1906 года, а уже осенью принято решение о его сценическом воплощении в постановке В. Мейерхольда. Автором декораций «Балаганчика» стал художник Н. Сапунов. Музыку для пьесы написал поэт и композитор М. Кузмин. Премьера состоялась в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской 30 декабря 1906 года на Офицерской улице, 39. Позднее, в предисловии к сборнику «Лирические драмы», Блок назвал постановку «идеальной».

В собрании Музея истории Петербурга хранятся предметы, связанные с «Балаганчиком»: печатные издания, иллюстрации, выполненные художниками Н. Дмитревским и К. Соколовым, эскизы к спектаклю, созданные Н. Сапуновым и С. Юткевичем. Об истории постановок расскажут театральные афиши и прог­раммы. На выставке будут представлены платье актрисы Е. Мунт и кукла Пьеро, подаренная Блоку после его творческого вечера в Политехническом музее в Москве в мае 1920 года.

#выставка #музей #культурные события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7300) от 18.11.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 ноября 2022».


Комментарии