Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 ноября

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Эрмитаж
18 ноября в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа откроется выставка «Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности» (6+).
Будет представлено более 250 памятников: гравюры и рисунки, скульптуры, декоративно-прикладное искусство (резные камни, керамика, фрагменты доспеха). В центре внимания — семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи, одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения. Как и все художники Ренессанса, Мантенья пытался возродить Античность, оживить и продолжить великое древнее искусство. Для этого он выработал особый метод: находил в произведениях античных мастеров наиболее выразительные позы и композиции — своеобразные формулы, выражающие пиковые эмоции, — и затем использовал их. Жизни этих форм и формул в графике самого Мантеньи и творениях его последователей посвящена выставка.
Основная ее задача — проследить ход мысли мастера, показать античные и средневековые прототипы его образов, а также продемонстрировать, как распространялись и видоизменялись в произведениях учеников и подражателей пластические формулы человеческих эмоций, найденные им.
Музей истории Санкт-Петербурга
В Нарышкином бастионе Петропавловской крепости открылась передвижная выставка «Орлы гнезда Петрова» (6+). Проект реализован в содружестве с музеем-заповедником «Петергоф», Российской национальной библиотекой и Музеем истории Санкт-Петербурга.
Пока Петр I находился на престоле и строил новую империю, русская армия почти непрерывно воевала. И поэтому все ресурсы, финансовые, материальные и людские, были сосредоточены на достижении очередных военных задач. Армии требовались не только пушки, корабли и продовольствие. Армии необходимы были хорошие солдаты и, главное, хорошие командиры.
При Петре I началось формирование русской военной школы. У Российской империи появились регулярные армия и флот, были одержаны решительные победы над одной из лучших европейских армий того времени — шведской. Основные успехи Северной войны связаны в сознании наших современников с именем Петра Великого, а полководцы и флотоводцы, командовавшие русскими войсками в этих сражениях, зачастую остаются в тени великого правителя. Шереметев и Апраксин, Меншиков и Брюс, Голицын и Алларт, Боцис и Сенявин: какие победы, принесшие славу Отечеству, одержали они, чем еще знамениты?
Этим славным «орлам гнезда Петрова» посвящена выставка, которая представляет зрителям как биографии военных сподвижников Петра, так и связанные с ними объекты историко-культурного наследия. Петровская эпоха предстает не только на знаменитых гравюрах Зубова и Пикарта, а также менее известных изображениях того времени, но и в иллюстрациях современных художников.
Музей печати
Петербургский художник Нина Казимова более 30 лет работает в области станковой и малоформатной графики, экслибриса и авторской книги. На выставке «Сады моей души всегда узорны…» (6+) представлено девять авторских малотиражных книг, созданных художницей с 1994-го по 2023 год.
Авторская книга, или «книга художника», как часто называют это художественное явление, позволяет экспериментировать с различными материалами, техниками, творческими методами. В рамках графического искусства «книга художника» трансформировалась в отдельный жанр, который отсылает нас к истории развития книги, Средним векам и эпохе Возрождения, когда в Европе достигло своего расцвета искусство создания рукописных книг и зародилось книгопечатание.
В творчестве Нины Казимовой «книги художника» занимают особое место с 1994 года, первым произведением стал сборник «Сады моей души», состоящий из стихотворений поэтов Серебряного века и включающий ручной типографский набор, виньетки и иллюстрации. К наиболее известным работам художницы в жанре авторской книги относятся и представленные на выставке «Париж» Максимилиана Волошина, «Пир Петра Первого» А. С. Пушкина, «Рим» Н. В. Гоголя и другие.
Самая поздняя из показанных на выставке книг — «СТИХИйный АЛЬБОМ» — создана в юбилейном для автора 2022 году. В книгу, выполненную в технике офорта с ручной раскраской, вошли листы с каллиграфией и иллюстрациями к стихотворениям Пушкина, Гумилева, Кузмина, Вертинского и других любимых поэтов Нины Казимовой.
Представлены на выставке и графические листы из серии «Лубки». По словам художницы, работа над этой серией помогла сформировать узнаваемую творческую манеру.
Музей петербургского авангарда
Новая выставка «Рисовать, как летописец…» (6+) посвящена художникам, творившим в период Великой Отечественной войны. В ее название вынесена цитата из блокадного дневника художницы Т. Глебовой. В самых суровых условиях блокады художники не прекращали работать, создавая художественную летопись осажденного города. Помимо этого они участвовали в упаковке музейных ценностей Эрмитажа и Русского музея, подготавливая их к эвакуации, а также осуществляли маскировку жизненно важных промышленных и военных объектов. Благодаря их стараниям ежедневно на улицах Ленинграда появлялись агитационные плакаты и карикатуры на врагов, поддерживавшие боевой дух ленинградцев.
Начиная с января 1942 года в осажденном городе проходили выставки. Некоторые из них были передвижными: они демонстрировались в госпиталях, эвакопунктах, воинских частях, фронтовых клубах, на курсах политсостава резерва Ленинградского фронта, в Доме отдыха фронтовиков, на военных курсах, на музыкальных концертах и в фойе кинотеатров.
Художники, жившие в блокадном Ленинграде, относились к созданию произведений изобразительного искусства как к гражданскому долгу.
На выставке представлены живопись, графика, художественные принадлежности, предметы быта, мебель, одежда и скульптура из коллекции Музея истории Санкт-Петербурга. Экспозицию дополняют кадры кинохроники, на которых художник В. Пакулин делает зарисовки на Невском проспекте. Его законченная картина заняла место среди экспонатов выставки.
Российский этнографический музей
21 ноября музей откроет выставку «Буква на вещи» (6+). Этнографические предметы, содержащие в своем дизайне знаки письменности, надписи и тексты, представляют различные письменные системы народов России и сопредельных стран. Выставка приурочена к Международному десятилетию языков коренных народов и знакомит с различными формами проникновения письменной культуры в народный быт. Будет демонстрироваться утварь, детали одежды, памятники декоративно-прикладного искусства, культовые предметы, фотографии, книги, рукописи, дизайнерские художественно-графические объекты, воспроизводящие буквы, тексты и надписи. Перед посетителями предстанет не менее 80 подлинных памятников традиционной культуры XIX – XX веков из собрания РЭМ.
Музей истории религии
Здесь открылась выставка «Святые грешники» (14+), посвященная понятию греха в иудаизме, христианстве и исламе. Она знакомит посетителей с рассказом о грехопадении, раскрывает понятия искушения, воздаяния и Страшного суда, а также рассказывает, какие пути искупления совершенных грехов предлагают эти религии.
На выставке экспонируется около 90 музейных предметов: живопись и графика, гравюры и шамаилы, амулеты и обереги, вериги аскетов и плети для самобичевания и даже подлинная индульгенция XIX века. Наряду с широкой палитрой людских грехов посетители выставки могут ознакомиться с удивительными примерами духовного преображения, когда самые закоренелые грешники смогли достичь высот святости. Среди персонажей выставки — библейские Адам и Ева, Каин и Авель, библейский царь Давид, пророки Моисей и Иона, апостол Петр и Мария Магдалина, а также многочисленные святые, прославившиеся своей борьбой с искушениями и грехом.
Музей театрального и музыкального искусства
24 ноября в Полярном флигеле Шереметевского дворца для посетителей откроется выставка «Суд Париса. Рождение богини» (6+).
Название выставке дала картина на сюжет древнегреческого мифа «Суд Париса» немецкого художника XVIII века Антона Рафаэля Менгса из коллекции Эрмитажа. Три олимпийские богини — Афродита, Афина и Гера, представшие перед судом Париса, олицетворяют различные, но равно прекрасные аспекты вечной женственности: любовь, мудрость, заботу. Героини выставки — балерины, певицы, актрисы разных эпох.
Актрисы, талантливые и самобытные личности часто служили источником вдохновения для художников. Орест Кипренский уподобил Екатерину Семенову музе трагедии, а Николай Ярошенко изобразил Полину Стрепетову как «музу гнева и печали». Любимые модели Альфреда Эберлинга — балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, две русские Терпсихоры Серебряного века. Ярослав Николаев не раз писал жену актрису Марию Петрову, запечатлев облик «голоса блокады». Встреча с актрисой МХТ Фаиной Шевченко помогла Борису Кустодиеву найти зримое воплощение своему идеалу женственности. Владимир Дмитриев, сраженный любовью к Ольге Спесивцевой, увековечил ее в образе Мадонны, а Юрий Анненков превратил портрет своей жены Елены, последовательницы Дункан, в эмблему эпохи авангарда. Эти и другие портретные шедевры будут представлены на выставке. Некоторые работы экспонируются впервые. Всего на выставке представлены 40 героинь.
Комментарии