Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 сентября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 сентября  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей-квартира Исаака Бродского

Музей представляет выставку «Николай Васильев. Мир скульптора» (6+).

Николай Ефимович Васильев (1952 – 2001) родился в Ленинграде. Окончил среднюю школу при Мухинском училище и параллельно занимался акварелью в вечерней художественной школе. В 1975 году окончил художественно-графический факультет Педагогического института им. А. И. Герцена, преподавал рисование и черчение в средней школе, принимал участие в выставках Ленинградского союза художников. С 1980 года работал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина заведующим лабораторией монументальной живописи. Участвовал в выставках преподавателей Академии художеств.

В разные годы Николай Васильев изучал технику работы со стеклом в Вильнюсе, совершенствовал свое знание литейного мастерства в Мюнхене, занимался керамикой, создавая рельефные изразцы. В середине 1990‑х состоялись его персональные выставки в Дюссельдорфе и Кельне.

Скульптурой Николай Васильев занимался с 1967 года. Он изучал древневосточную и античную скульптуру в Эрмитаже, был знаком с творчеством передовых западных мастеров XX века.

На выставке представлены скульптура, отлитая в бронзе, проекты памятников, керамика, а также рисунки художника.

Музей современного искусства «Артмуза»

Здесь открылась выставка «Воин и святой. Александр Невский» (6+) петербургского художника Евгения Емельянова.

Евгений Емельянов — главный художник петербургского Военно-исторического музея артиллерии, член Союза художников и художественной студии имени Александра Невского. Он представляет более 50 графических и живописных работ: образы князя и его дружинников, батальные сцены, этюды к полотну диорамы «Ледовое побоище».

Художник много лет изучает личность Александра Невского и эпоху его правления. Шесть портретных образов княжеских дружинников не претендуют на документальный исторический портрет, но опираются на данные, сохранившиеся в источниках тех лет, в «Житии Александра Невского» и других летописях. Исторические персонажи — герои битвы — практически никогда ранее не изображались отдельно. Они предстают перед зрителем в живописной серии, созданной современным художником.

Проект экспонировался от Калининграда до Урала, но впервые именно в Петербурге представлен столь полно. У посетителей есть возможность окунуться в эпоху Древней Руси, в атмосферу далеких событий.

Музей Фаберже

С 22 сентября в музее будет проходить масштабная ретроспективная выставка работ художника Бориса Дмитриевича Григорьева (1886 – 1939) «Первый мастер на свете» (12+). Она откроется в новом, недавно восстановленном крыле Музея Фаберже, которое станет частью исторического ансамбля особняка Нарышкиных — Шуваловых. Выставочное пространство примет около двухсот шедевров художника из государственных и частных собраний.

Выдающийся живописец и график Борис Григорьев, эмигрировавший из России в 1919 году и получивший широкое признание при жизни, был забыт на родине на долгие годы. Сам Григорьев считал себя «первым мастером на свете», гений его заключался в умении работать в любых жанрах и техниках.

Большинство российских любителей искусства знакомы с творчеством Бориса Григорьева по его портретам выдающихся деятелей российской культуры, образам русского крестьянства, бретонским типажам, парижским сценкам. Меньше он известен как блестящий иллюстратор литературных произведений. На протяжении жизни художник создал сотни рисунков к книгам русских классиков и своих современников, фольклорным сборникам мецената и коллекционера А. Е. Бурцева.

В коллекции фонда «Связь времен» находятся произведения автора, никогда ранее не показывавшиеся широкой публике. Серия иллюстраций Бориса Григорьева к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» создавалась на протяжении 16 лет и была завершена 90 лет назад. На выставке будет представлено 58 рисунков из этой серии.

Еще одно грандиозное программное полотно Бориса Григорьева посвящено классике отечественной литературы — пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». До настоящего момента оно участвовало лишь в зарубежных экспозициях.

В состав выставки войдут живописные и графические работы, охватывающие все периоды творчества художника, а также проиллюстрированные им редкие печатные издания. Многие произведения будут представлены широкой публике впервые.

Музей истории религии

Музей представляет выставку «Современное исламское декоративное и изобразительное искусство Ирана» (6+). Она включает около ста произведений декоративного и изобразительного искусства современных иранских мастеров, работающих в традиционных для страны художественных техниках.

Цель выставки — ознакомить российского зрителя с художественной жизнью исламского государства, которая органично сочетает в себе новые и традиционные стили, техники, материалы.

Выставка демонстрирует богатство и разнообразие художественных техник. Посетители могут видеть кувшины, вазы, подносы, тарелки, выполненные в древней технике торевтики. Большой популярностью пользуется торевтика на меди, изготовленная в исфаханском стиле.

Город Исфахан считается центром производства изделий и в других техниках, например, минакари. Это искусство традиционной иранской расписной разноцветной эмали и глазури по металлу и керамике.

Не менее популярна инкрустация бирюзой декоративных изделий из меди, серебра и бронзы. Поверхность посуды, украшений, декоративных изделий из меди, латуни, серебра, бронзы или никеля предварительно очищается и поливается эпоксидной смолой черного цвета. После этого на поверхность «клея» мозаично укладываются обработанные кусочки бирюзы. Чем сложнее мозаика и причудливее голубой оттенок, тем дороже изделия.

Дополняют выставку произведения иранского современного художника, почетного и заслуженного профессора факультета изящных искусств Тегеранского университета Махмуда Фаршчияна. Его работы выставляются в лучших музеях Азии и Европы. Жемчужина выставки — альбом с фантасмагорическими иллюстрациями, выполненный мастером в 2004 году.

На выставке можно видеть каллиграфические этюды на коже, меди, ткани, а также фотографии, запечатлевшие памятники культурного наследия Исфахана.

Союз художников

Выставка «Грани мастерства» (6+) демонстрирует многоплановость художников-иконописцев. Современная икона не существует в вакууме, в отрыве от истории мирового искусства, безусловно испытывая на себе влияние академической школы, светского искусства XVI – XX веков.

Икона «после иконы» — такой термин появился в начале XXI века, характеризуя особенность современного церковного искусства. Опыт, приобретенный в иконописи и реставрации, неизменно интегрируется художником в другие направления изобразительного искусства. Меняются восприятие, язык, манера, появляются новые формы и смыслы. Все взаимосвязано.

На выставке можно разглядеть данную взаимосвязь, так как одновременно с иконой и реставрацией здесь представлены станковая живопись, пленэр, графика, текстиль, золотое шитье, скульптура, энкаустика, парсуна, NFT.

Центр книги и графики

В Большом зале центра представлена выставка графики Ольги Тамкович «Зверь» (6+). Художница показывает серию литографий с дополнительным шрифтовым оформлением на рисовой бумаге. Листы серии отсылают к легендам артурианского цикла, европейской сказочной традиции и древнегреческой мифологии.

Здесь герой-рыцарь, единожды нарушив обеты, попадает в лабиринт из собственной жестокости. Как и любой человек, способный принять в свои руки меч, он встречает внутреннего зверя, который в итоге его поглощает. «Перерождение» — вторая серия, выполненная в смешанной технике на основе акварельной графики. Проект был завершен весной прошлого года.

В Малом зале проходит выставка текстильных панно Ирины Сидоровой «Создание сада» (6+). Сады — важная часть любой культуры, которая отражает многие философские либо религиозные идеи. Сады тесно связаны с традициями и мировоззрением народа и поэтому нередко становились темами поэзии, живописи и многих других форм искусства. В текстиле, и в частности в ковроткачестве, сад — одна из основных тем как прообраз «райского сада».


#выставка #музей #культурные события

Комментарии