Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 февраля

Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 февраля    | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Петропавловская крепость

В тюрьме Трубецкого бастиона открылась новая экспозиция «Квартира смотрителя» (12+), которая рассказывает о жизни и служебной деятельности смотрителя тюрьмы, а также о следственных и судебных мероприятиях, проходивших в стенах «квартиры особого назначения».

Эта тюрьма была построена в 1870 – 1872 годах. Она служила местом содержания политических заключенных, находящихся под следствием. В 1880 – 1884 годах в Трубецком бастионе существовала также политическая каторга, предусматривавшая более суровые условия содержания каторжан по сравнению с подследственными.

За время существования тюрьмы через ее камеры прошли около 2 тысяч узников: участники российского революционно-освободительного движения, после Февральской революции 1917 года — министры царского правительства, в октябре 1917‑го — члены Временного правительства, участники юнкерского мятежа и другие. Официально тюрьма Трубецкого бастиона была закрыта в марте 1918 года. Но, несмотря на это, здание использовалось для тюремных целей вплоть до 1921 года. Последними ее узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона была передана Музею революции, а в 1954 году — Музею истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

В Трубецком бастионе наряду с 71 одиночной камерой (с 1878 года их стало 69), карцерами, помещениями для приема арестантов было предусмотрено размещение на втором этаже квартиры для смотрителя тюрьмы и членов его семьи. В экспозиции представлен макет тюрьмы Трубецкого бастиона, который дает представление о внутреннем устройстве здания.

Квартира смотрителя занимала площадь около 175 кв. м и состояла из рабочего кабинета, спальни, столовой, гостиной (затем прихожая) и кухни, имела отдельную уборную и хозяйственное проходное помещение. В квартире было несколько выходов: во внутренний двор, в приемную и кордегардию, а также в тюремный коридор второго этажа. Некоторые двери полностью были прикрыты высокими зеркалами, из‑за чего в свое время появились рассказы о существовании в тюрьме замаскированных «тайных ходов».

На экспозиции можно увидеть частично воссозданную обстановку квартиры смотрителя. Представлена мебель и предметы быта конца ХIХ — начала ХХ века, подобные тем, что когда‑то находились здесь: письменный стол под зеленым сукном, канцелярский и книжный шкафы, кресла, зеркало, настенные часы, настольная керосиновая лампа, письменные принадлежности.

В 1917 году, после Февральской революции, квартира вновь стала местом проведения следственных мероприятий, здесь заседала Чрезвычайная следственная комиссия, учрежденная Временным правительством для разоблачения «преступлений царского режима». Известно, что в качестве редактора в комиссии работал поэт А. А. Блок.

Через несколько лет после Октябрьской революции в тюрьме Трубецкого бастиона открылся музей. Представленные в экспозиции материалы напоминают о музейной истории этих помещений.

Малый зал Союза художников

Здесь, на Большой Морской, 38, открылась выставка «Трио» (12+), на которой предоставлены живопись, графика и скульптура трех известных петербургских художников — Михаила Герасимова, Ашота Казаряна и Атаджана Реджепова. Каждый из них представит свой персональный проект.

Михаил Герасимов — график, педагог, профессор института им. И. Е. Репина. В середине 1970‑х годов он находился в Италии в качестве «стажера итальянского правительства». Там было сделано более 70 рисунков и акварелей. Эти работы можно будет увидеть в персональном проекте художника «Италия 1970‑х».

Ашот Казарян, известный петербургский скульптор, чье искусство представляет собой синтез античных пластических традиций и формальных экспериментов эпохи русского и европейского авангарда, представит свой проект «Армения». На выставке также можно увидеть серию пастельных работ, посвященную родине мастера.

Атаджан Реджепов — художник, педагог, воспитавший немало живописцев и преподавателей, заслуженный учитель России. Его персональный проект «Туркмения — Петербург» представляет две основные линии в творчестве художника — это яркие и в то же время ностальгические полотна, посвященные родному Туркменистану, и лирические произведения, тема которых — особый Петербург художника, в котором он живет и творит уже больше пятидесяти лет.

В эти же дни (до 25 февраля) в зале «Квадрат» можно увидеть выставку работ Сании Бахтияровой (1949 – 2022), включающую около 30 произведений. Она посвящена 75‑летию со дня рождения художника. Впервые столь полно представлена портретная грань ее творчества. В связи с этим выставку можно рассматривать также как дань памяти Иосифу Александровичу Серебряному, в портретной мастерской которого в Академии художеств имени И. Е. Репина она проходила обучение в середине 1970‑х годов. В дни, когда наш город завершает цикл мероприятий, посвященных 80‑летию полного снятия блокады, организаторы выставки считают важным вспомнить имя этого живописца и педагога, автора серии портретов защитников Ленинграда.

Представленный на выставке «Портрет отца, шофера Дороги жизни Миф­тяха Усмановича Бахтиярова (1972) — своеобразное посвящение Сании Бахтияровой подвигу тех, кто помогал спасать жизни ленинградцев.

Эрмитаж

21 февраля в Пикетном зале Зимнего дворца откроется выставка «Новые загадки картин Леонардо да Винчи» (6+).

Она представит две картины, связанные с именем Леонардо да Винчи и его учениками, — «Мадонна в скалах» и «Битва при Ангиари» из собрания Музея христианской культуры в Петербурге и «Ангел» из собрания Эрмитажа.

Эрмитажное произведение некогда считалось шедевром Леонардо, упомянутым в его жизнеописании, составленном Джорджо Вазари, но было испорчено неудачными реставрациями. Кроме того, на выставке будут представлены материалы, связанные с изучением этих произведений, и еще несколько экспонатов, прямо или косвенно связанных с творчеством Леонардо. Выставка-исследование позволит еще раз поднять вопрос о всесторонней творческой личности мастера и о сложных вопросах, связанных с атрибуцией картин Леонардо и его ближайшего окружения.

Музей театрального и музыкального искусства

В выставочном зале Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова проходит выставка «Музыка птиц» (6+).

В доме Римских-Корсаковых в Тихвине, где родился будущий композитор, всегда обитали множество птиц: попугаи, семьи канареек, снегири, дрозды. Клетки часто открывали, и птицы свободно летали по дому. Софью Васильевну Римскую-Корсакову, мать композитора, называли любительницей животного и растительного царства. Позже птицы будут непременной частью зверинца, всегда образовывавшегося на даче семьи композитора в Вечаше и Любенске.

В произведениях Римского-Корсакова упоминается около 50 названий птиц. Часть из них стали героями выставки. На основе коллекции фондов петербургского Музея театрального и музыкального искусства собран в одну экспозицию материал о птицах, встречающихся в пространстве театральной сцены: соловей и Жар-птица из одноименных произведений Стравинского, ворон из балета «Снегурочка» на музыку Глазунова, павлин из «Естественных историй» Равеля, лебедь из «Карнавала животных» Сен-Санса, Царевна-Лебедь, Золотой петушок и птичьи стаи «Снегурочки» во всем многообразии, птица Сирин из «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова…


#выставка #музей #культурные события

Комментарии