Вернисаж: выставки в Петербурге с 15 января 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 15 января 2022 | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Русский музей

Своеобразным продолжением выставки «Космизм в русском искусстве», проходящей в Корпусе Бенуа, стала акция в павильонах Михайловского замка – «Посвящение космонавтике» (6+).

Она демонстрирует, как современные медиахудожники продолжают размышлять о законах Вселенной и теориях ее возникновения, о связи микро- и макрокосма и о месте человека в эволюции всемирного пространства. Свои идеи они воплощают, используя широкие возможности новейших цифровых технологий.

Основой акции «Посвящение космонавтике» стала цифровая экспозиция, развернутая на двух этажах центра мультимедиа музея. Она состоит из мультимедиа-проекта «Астронавт» и цифровой инсталляции «Место для будущего человечества», посвященных теме исследования космоса, связанного с ним будущего и далекого прошлого человеческой цивилизации.

Проект «Астронавт» создан командой современных художников, режиссеров, артистов и композиторов под руководством петербургской медиахудожницы Леры Нибиру. За основу проекта, посвященного интерпретации новейших астрономических теорий и загадок древней истории, была взята пьеса Леры Нибиру «Джон Смит, астронавт».

Цифровая инсталляция «Место для будущего человечества» сделана художниками из России, Великобритании, Швейцарии и Израиля под руководством медиахудожника Виталия Виноградова. Она посвящена Человеку, его ощущению себя как части бесконечного и высшего и стремлению познать неведомые космические дали. Включены произведения видеоарта, цифровой живописи и скульптуры, мультимедиа- и стереопроекции, сцены виртуальной реальности и голограммы.

В период проведения акции «Посвящение космонавтике» в центре мультимедиа организованы кинопоказы, онлайн-лекции, танцевальные и аудиовизуальные перфомансы, музыкальные импровизации и мастер-классы.

Музейный комплекс в Разливе

В выставочном зале «Арт-Курорт» (г. Сестрорецк, пл. Свободы, 1) открылась выставка «Искусство на клеенке» (6+). Она представляет работы из собрания Андрея Сазонова – петербургского коллекционера, критика, художника, куратора и организатора выставок, который много лет собирает русское наивное искусство. 

Экспозиция представлена русской народной примитивной живописью XX века. Ее формат, предлагаемый для осмотра публике, как правило, именовался в России «ковриками», картины писались масляными красками, в большинстве своем на клеенках, и предназначались для украшения жилищ.

Собрание Сазонова экспонировалось не только в Петербурге и Ленинградской области, но и в Москве, Костроме, Великом Новгороде, Данилове, Рыбинске. Коллекция насчитывает более 1000 единиц.

Русский музей

В восточном павильоне Михайловского замка открылась выставка «Внутренняя книга» братьев Г. А. В. Траугот», которая знакомит посетителей с творчеством известных представителей ленинградской графики ХХ века. Выставка завершает программу, приуроченную к 90-летию Александра Георгиевича Траугота. Значительная часть произведений ранее не экспонировалась.

Братья Александр (1931) и Валерий (1936 – 2009) Трауготы признаны крупнейшими ленинградскими мастерами книжной иллюстрации и книжного оформления середины прошлого столетия. Они начали работу в сфере книжного оформления во второй половине 1950-х годов. Первые книги художники иллюстрировали втроем – отец и братья. Рисунки подписывали тремя инициалами: Г. А. В. – Георгий, Александр, Валерий. После смерти отца в 1961 году братья, подразумевая развитие традиции и стилистики, оставили его имя в общей подписи. В последующие десятилетия активное сотрудничество с рядом известных издательств предоставило Александру и Валерию возможность для смелых экспериментов.

На основной части выставки, посвященной творчеству братьев Траугот, представлены оригиналы иллюстраций и эскизов к многочисленным произведениям мировой художественной литературы. Особое внимание уделено иллюстрациям для детских книг 1960 – 1990-х годов: обширные графические комментарии к сказкам Ханса Кристиана Андерсена, рисунки и акварели к произведениям Мориса Метерлинка, Эдмона Ростана, Александра Пушкина, Антона Чехова, Александра Куприна, Льва Толстого, Александра Волкова, Нины Гернет, Бориса Сергуненкова, а также к русским народным сказкам. Посетители знакомятся с уникальными графическими произведениями 1950-х – начала 1960-х годов – иллюстрациями к книгам, посвященным цирку, которые так и не вышли в свет.

Также показаны станковые работы братьев Траугот, созданные с начала 1970-х до конца 2021 года: портреты, пейзажи и натюрморты. Экспозиция дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства.

ГМЗ «Павловск»

Выставка «Под крыльями двуглавого орла» (6+), развернутая в Колонном зале Павловского дворца, посвящена 300-летию провозглашения России империей. Она объединила более пятидесяти произведений из собрания музея-заповедника и частных коллекционеров – семьи Карисаловых.

Императорские портреты помогают представить облик людей, определявших не только политику государства, но и модные направления в искусстве. По их заказам выполнялись предметы для обстановки комнат, в числе которых два туалетных столика из пальмового дерева работы знаменитого немецкого мебельщика Д. Рентгена, а также его учеников Г. Гамбса и И.-Г. Фроста.

Представленная на выставке наборная мебель показывает, как, переняв европейский опыт, русские мастера за сравнительно небольшой период времени достигли высочайшего уровня в своем искусстве. Предметы убранства дворцовых залов изготавливались самыми известными мастерскими и заводами по проектам крупнейших архитекторов. Большой интерес представляют изделия из стекла, изготовленные на Санкт-Петербургском Императорском стеклянном заводе в качестве подношений великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне. Особое место занимают предметы из яркого рубинового стекла.

Музей городской скульптуры

В Мастерской Аникушина открылась выставка «Аникушин/Чехов» (0+). Посетители могут заглянуть за кулисы творческого процесса скульптора-монументалиста и ознакомиться с историей создания памятника Чехову для Москвы.

Михаил Аникушин работал над памятником 37 лет. За эти годы он успел установить десятки монументов, выпустить из Академии художеств несколько поколений скульпторов, получить различные государственные награды, а образ Антона Павловича так и не был завершен.

Посетителям предстоит поразмышлять о причинах такого промедления и взглянуть на эту историю глазами сотрудника музея, ленинградских журналистов и самого скульптора – с помощью фрагментов писем, интервью, заметок, рисунков и многочисленных скульптур.

Часть экспонатов представлена впервые. Для посетителей пройдут экскурсии, мастер-классы, творческие встречи.

Выставка открыта до ноября следующего года.

Российский этнографический музей

Выставка «Арктика – земля обитаемая» (6+) предлагает совершить путешествие по российским полярным просторам. Вниманию посетителей представлено более пятисот экспонатов из собрания Российского этнографического музея, характеризующих культурные традиции арктических народов. Здесь можно увидеть поморский карбас и чукотские нарты, интерьер рыбацкого стана и ненецкое святилище, карельского рунопевца и селькупского шамана... А также вещи, характеризующие бытовую культуру староверов и русского старожильческого населения: марковцев, чуванцев.

Посетители ознакомятся с многообразием меховой одежды, используемой коренными обитателями арктических территорий. Костюм каждого из северных народов – пример адаптации к суровым природным условиям. Принципы защиты от холода, выработанные коренными жителями, легли в основу современного костюма, используемого полярниками и всеми, кто работает в этом регионе.

Эрмитаж

«Виван Босе и Август Липпольд: мастера живописного отделения Императорского фарфорового завода. 1850 – 1870-е годы» (6+) – выставка из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора. Она организована Эрмитажем и АО «Императорский фарфоровый завод».

Выставка представляет творческое наследие двух художников, работавших на Императорском фарфоровом заводе в царствование императора Александра II. Впервые вместе демонстрируются парные вазы, декорированные по проектам французского художника-орнаменталиста Вивана Босe, его проектные рисунки и эскизы. А также уникальные живописные пласты с росписью саксонского мастера копийной живописи на фарфоре Августа Липпольда.

Виван Босe был абсолютным лидером в области разработки живописно-орнаментальных решений фарфоровых произведений 1850-х – начала 1870-х годов. Современники называли его «неистощимым композитором рисунков».  На выставке представлены парные вазы с росписями. В составе экспозиции – чайный сервиз с монограммой «АА», созданный для великого князя Александра Александровича, а также Романовский сервиз, поднесенный императору Александру II к празднику Рождества Христова в декабре 1861 года. Эскизы декоративного оформления этих произведений также исполнены Виваном Босe.

Август Карл Липпольд – выдающийся мастер копийной росписи на фарфоре. В состав выставки включены фарфоровые пласты, созданные на Императорском фарфоровом заводе: «Мария Магдалина» по живописному оригиналу Бартоломе Эстебана Мурильо и «Мария Магдалина» по живописному оригиналу Пьетро Антонио Ротари, а также исполненные Липпольдом портреты.

Традиционно отдельный раздел экспозиции посвящен творчеству современных мастеров АО «Императорский фарфоровый завод». В этом году особое место в разделе занимает работа заслуженного художника Российской Федерации, художника и скульптора Инны Олевской (1940 – 2021). Масштабная фарфоровая композиция Jaco Pastorius, созданная специально для выставки в Эрмитаже, стала последней работой мастера.


#выставка #экспозиция #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7088) от 14.01.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 15 января 2022».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?