Великий комбинатор вновь на экране. В прокат вышел фильм «Бендер. Начало»

В прокате – фильм режиссера Игоря Зайцева «Бендер. Начало». Легко догадаться, что зрителям попытались рассказать о том, как начиналась «трудовая» биография будущего Великого комбинатора. Авторы проекта, видимо, рассчитывали на тот интерес и популярность, коей пользовался и пользуется этот литературный герой у читающей публики. Она давно разобрала дилогию Ильфа и Петрова на цитаты. К тому же видела на своем веку не одного кино-Бендера. Пришлось создателям новой версии играть по-крупному.

Великий комбинатор вновь на экране. В прокат вышел фильм «Бендер. Начало» |

Авторы предложили нам только первую часть эпической экранной трилогии о боевой авантюрной юности будущего мужа мадам Грицацуевой. Уже объявлен выход в прокат второй части под названием «Бендер. Сокровище империи». А на горизонте третья часть –  «Последняя афера». И в перспективе –  сериал с теми же героями о популярном, жуликоватом и обаятельном герое.

Поклонникам Остапа Ибрагимовича придется сначала сильно удивиться: в фильме Зайцева обнаружились... сразу два Бендера. Отец и сын. Первого под именем и фамилией Ибрагим Бендер изображает... Сергей Безруков. Его сына Осипа Задунайского –  Арам Вардеванян (новое лицо в нашем кино). О том, как юноша ищет и находит своего реального отца, могла бы рассказать комическая мелодрама. Но авторы (сценарист Олег Маловичко) пошли другим путем.

Он заключался в том, чтобы выжать из текста Ильфа и Петрова, ставшего литературным памятником, максимум каких-то фамилий, ситуаций, фраз и положить этот винегрет на твердый канон цикла рассказов. В качестве образца были выбраны «Одесские рассказы» Исаака Бабеля (вплоть до имен некоторых персонажей). Правда, неясно, зачем было переименовывать славный вольный город в условный Солнечногорск. Полученная эстетическая «окрошка» оставила впечатление суеты, мельтешения, будто смотришь немое кино 1920-х годов про славных хозяев Одессы во главе с Мишкой Япончиком. В нынешней киноверсии он немного изменился, но по-прежнему в исполнении Никиты Кологривого сохранил свою обаятельную наглость и беспричинную жестокость.

И здесь у меня возникло первое сомнение в чистоте избранного авторами жанра авантюрной комедии. Уж слишком много в картине раздается выстрелов и падает на землю трупов. Причем смерть и кровь льются как бы между делом. А делом являются авантюрные планы сына и обретенного папы относительно некоего жезла, украшенного бриллиантами. Легко догадаться, чем могут закончиться эти приключения (если вспомнить первый роман о поисках гарнитура мастера Гамбса).

Создатели так называемого приквела о Бендере не особо утруждали себя поисками оригинальных решений. На экране мелькает один эпизод за другим. И зритель видит прямые отсылки к отечественным фильмам про ту самую эпоху. Здесь и «Корона Российской империи», и «Служили два товарища», и «Гори, гори, моя звезда», и «Закат», и даже «Дежа вю».

А визуальный образ лже-Одессы дополняют эпизоды, отснятые в Петербурге, на его улицах и в его особняках. И эта торопливая эклектика –  второе недоразумение, с которым я столкнулся во время просмотра.

Если это картина про юность будущего героя знаменитой дилогии, то хотелось бы увидеть в Осипе Задунайском черты того авантюриста, который помогал гражданам легко расставаться с денежными знаками. Бендер-юноша, каким его показали нам нынче, вряд ли станет через несколько лет создателем целой концессии по поиску сокровищ мадам Петуховой. Хотя я вполне допускаю, что уже во второй части дилогии его криминальный талант, помноженный на обаяние, сможет раскрыться с более очевидным результатом для публики. В том числе и по женской части. Волею творцов Бендеру-младшему подарен в нынешней ленте даже эпизод с легкой эротической «картинкой», напоминающей о неотразимости прекрасных одесситок.

В первой ленте Бендерианы, пока Ося мужает, солировать чаще приходится Бендеру-старшему, которого Сергей Безруков играет с некоторой усталой брезгливостью звезды –  и экрана, и преступного мира. Получился этакий Саша Белый времен Гражданской войны. Ему до чертиков надоело дурить окружающих, но он никак, в силу природного дара и желания брать все, что плохо лежит, не может остановиться. Как сказали бы мы сегодня, персонаж на грани профессионального выгорания.

В общем, двое членов семьи обрели друг друга. И понятно, что их отныне ждут великие дела, каковые им предстоит вершить уже в дуэте. В следующий раз. Ждать продолжения осталось не больше месяца.



#фильм #кино #прокат #режиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6956) от 01.07.2021 под заголовком «Бендериана начинается».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?