Великая Крючкова. Народная артистка празднует юбилей

Всякий раз, когда я, посмотрев фильм «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, потом начинала восторженно квакать по телефону своей подруге Светлане Крючковой, какая она там потрясающая и как потрясающе играла переход из одного состояния в другое, она строгим голосом мои всхлипы останавливала: «Я не очень люблю эту роль. Я - не такая!».

Великая Крючкова. Народная артистка празднует юбилей | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Да знаю я, знаю, что она - не такая. Это все знают, уже давно. Но во времена, когда снимались «Объяснение в любви» или «Женитьба» по Гоголю, многим со стороны казалось, что и она сама - такая же вот простушка и есть, как ее героини...

Она поступала в театральный институт трижды. На третий раз выдающийся педагог школы-студии МХАТ Павел Марков наконец-то смог ее разглядеть.

Светлану Крючкову не приняли, Маргариту Терехову не приняли, Ролана Быкова не приняли. Где были глаза непринимавших?!

Сейчас, когда думаю про это, с болью могу констатировать: наверное, у множества гениально одаренных молодых людей не хватило силы духа и терпения, чтобы прошибить лбом стенку. У Крючковой, на наше счастье, хватило.

Я не представляю себе русского кино и театра без нее.

Мне Светлана Крючкова всегда казалась взрослой и мудрой. Ощущение такое, что она и в свои 17 лет не была девчонкой-дурочкой. Она была взрослой от рождения. Впрочем, и жизнь ей ничего не преподносила на тарелочке с голубой каемочкой. Всего и всегда она добивалась в этой жизни сама.

Впервые появившись на экране в фильме «Большая перемена», она, совсем еще юная, уже играла героиню, чья влюбленность в учителя истории была сродни материнской и уж никак не походила на первую девичью влюбленность. Она пела: «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает!», и была в этих словах такая зрелая женская боль, какой не бывает у девчонок. Только-только появившись в БДТ, она сыграла в знаменитом спектакле Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева» именно ту из сестер, которая оказалась способна понять и оценить красоту чужой души, чужого чувства и «полюбить за муки», как искони водилось на Руси.

Вообще Светлана Крючкова всегда и на всех производит впечатление незаурядной крупной личности. Сильной, умной, независимой. Не приемлющей поражения. Это не всем нравилось. И в жизни, и на сцене, и на экране. Ей, кажется, ни разу не приходилось играть женщину легкую, бесконфликтную, простую. Простую не в социальном смысле, а в смысле внутренней организации. Даже когда она играет полуидиоток, в них все равно читается личностная мощь. Как, скажем, в той самой деревенской новобрачной из фильма «Объяснение в любви», или в Элизе, жене управляющего Баскервиль-холлом из «Собаки Баскервилей», или в перезрелой деве из «Утомленных солнцем».

Все ее героини всегда были способны на Поступок (как и она сама, настоящая). Ее Аксинья из «Тихого Дона», молодая хозяйка Нискавуори, горьковская Василиса, сыгранные на сцене БДТ в спектаклях Товстоногова, обладали гигантской внутренней силой, которая всегда оборачивается трагедией в мире, где женщине не положено быть сильной. И кем бы ни были женщины, которых она играла, они всегда были царственны - и судебный секретарь («Старший сын»), и крановщица со стройки («Премия»), и лесковская Воительница из одноименного фильма Александра Зельдовича, и, конечно же, императрица Екатерина Великая («Царская охота»).

Нередко ее собственные личные качества так неожиданно и точно ложатся на персонажей, которых она играет, что возникает совершенно новая трактовка давно знакомых образов.

Крючкова как никто умеет в одно мгновение из дурнушки стать прекрасной, из смешной сделаться трагической. Замороченная крикливая халда из «Родни» в мгновение ока превращается в светлое олицетворение дочерней и материнской любви; безмятежно-глупая гоголевская Агафья Тихоновна каменеет от горя и незаслуженного оскорбления, как Медея; а напористая профсоюзная активистка из «Старых кляч», несмотря на зрелые лета, вдруг оказывается застенчивой и нежной возлюбленной. Можно вспомнить, как в ее Агафье Тихоновне волшебным образом «включался» свет, когда возникало чувство к Подколесину, и как потом он гас... Или мадемуазель Куку в «Безымянной звезде», когда из-под панциря, из-под коросты вырывалась тоска по загубленной жизни...

Можно вспомнить величественную Анну Ахматову из фильма «Полторы комнаты» или полубезумную бабушку из фильма «Похороните меня за плинтусом», невероятную Нину из «Родни» или Мохову из «Утомленных солнцем», потрясающую тетю Песю из «Ликвидации»...

Я помню ее разной. Молодой и влюбленной, постоянно кем-то восхищающейся - мужем-оператором Юрием Векслером, Олегом Ефремовым, Никитой Михалковым, Алексеем Германом, Михаилом Козаковым, Юрием Богатыревым, Мариной Цветаевой, Марией Петровых, Анатолием Эфросом.

Я видела все ее роли в кино. Даже те, которых почти никто не видел и никто не помнит. Хотя таких ничтожно мало. Потому что и в не самых удачных фильмах она играет так, будто сценарий для нее писал Шекспир.

И каждый раз поражалась тому, как она умеет вести свою тему, прочерчивать свою линию, даже если спектакль в целом меньше и проще, чем ее героиня.

Об игре большой актрисы можно писать тома.

О том, как сверкнула глазами из-под очков. Как говорит и говорит, не умолкая, играя сварливую несчастную бабу. Как убийственно холодна и жестока в роли великой императрицы. Как пронзительно несчастна в роли брошенной невесты. Как феерично смешна в роли одесской мамаши. Как ужасна и безжалостна в роли домашнего тирана...

Она и страшная, и смешная, и трагическая, и прекрасная, и ужасная - всякая.

Мне кажется, что это в ней самой, в ее человеческой натуре намешано всего и столько, что, порывшись в своих несметных кладовых, она в нужный момент, подобно профессиональному старьевщику, мгновенно выцепит нужное изнутри себя самой, вынесет его на свет Божий и предъявит человечеству в новой роли.

Когда о ней пишут, то свободно, без всякой натяжки, оперируют словами «великая актриса», и от этих слов никого не корежит, потому что все понимают: так оно и есть. А я все время думаю о том, что талант ее - огромный, вне всяких рамок и схем - реализован в лучшем случае наполовину... И это - несмотря на 25 ролей в театре и около 90 ролей в кино.

Да, она сегодня оказалась крупнее времени, в котором живет.

Она опоздала родиться, застав эпоху великого театра и великого кинематографа на излете, она попала в эпоху, когда масштаб и мощь не столько восхищают, сколько страшат, и режиссеры могут бояться быть задавленными и этим масштабом, и этой мощью.

Времена не выбирают. Это про нее.

У актрис этого уровня и ранга не может быть ощущения счастливой актерской судьбы. Просто потому, что на них шедевров не напасешься.

То, чего недодала ей судьба, она «добирает» сама - читая стихи, доигрывая в них и высокую любовную лирику, так по-настоящему и не сыгранную ею в кино и на сцене, и чистую высокую трагедию, к которой она прикоснулась в своих ролях только краем.

Ее всегда обожали великие режиссеры - и недолюбливали посредственные.

И не ее вина, что сегодня она - зачастую - сама себе режиссер.

Светлана Крючкова находится сегодня в полной силе своего божественного таланта, строгого художественного вкуса, понимания своих возможностей и владения этими возможностями.

Она и сегодня выходит на сцену БДТ, играя в спектаклях, которые держатся только на ней - на ней одной, и где она моложе всех своих молодых партнеров!

Но зато благодаря ей и сегодня сотни и тысячи людей могут вживую увидеть, что такое настоящее большое актерское искусство.

#актеры #театр #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6704) от 22.06.2020 под заголовком «Великая».


Комментарии