Вечер со Стравинским. Зрителям представили спектакль «Байка. Мавра. Поцелуй феи»

Имя Максима Петрова нередко появляется на афишах Мариинского театра. Хотя он числится по ведомству «молодых хореографов», это вполне зрелый мастер.

Вечер со Стравинским. Зрителям представили спектакль «Байка. Мавра. Поцелуй феи» | (с) Фотограф Наташа Разина. Мариинский театр. 2021 г.

(с) Фотограф Наташа Разина. Мариинский театр. 2021 г.

Воспитанник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, он уже в первые годы служения на академической сцене предпочитал исполнительской деятельности сочинение хореографических текстов –  миниатюр, одноактных балетов, пластических эскизов. Постепенно работы вошли в репертуар театра. В этом году работа Петрова «Русские тупики II» на музыку Настасьи Хрущевой была удостоена премии «Золотая маска» в категории «Лучшая работа хореографа».

Нынче Петров представляет зрителям многожанровый спектакль под названием «Байка. Мавра. Поцелуй феи» на музыку сочинений Игоря Стравинского 1920-х годов. Опусы композитора этого периода не раз привлекали балетмейстеров, первым из которых стала знаменитая танцовщица Бронислава Нижинская, поставившая все три произведения, показанные в пору «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Позднее к этим сочинениям композитора обращались разные хореографы –  в 1927 году Федор Лопухов поставил «Байку», а в 1998-м Алексей Ратманский –  «Поцелуй феи».

«Байка» (полное название «Байка про лису, петуха, кота да барана») –  «веселое представление с пением и музыкой», либретто которого написано по мотивам сказок Александра Афанасьева.

Вертикаль сцены разделена на два уровня, в каждом из которых два окна-прямоугольника, где кипит яркая жизнь. Певцы (два тенора и два баса) с увлечением исполняют текст сказки о том, как хитроумная лиса похищает наивного петуха, а звери спасают его. Бегущая строка дублирует текст вокалистов, дабы зрители поняли, о чем они поют. Анимация в другом окне откликается на тот же сюжет иллюстрациями, а в соседнем окне актер, загримированный под Игоря Стравинского, ожесточенно спорит с Борисом Кохно, либреттистом оперы «Мавра». Появившиеся тут же дворники в белых передниках и с метлами, пританцовывая, наводят чистоту в Коломне, районе, где стоял дом Стравинского. На долю балета выпала роль того, что в итальянской комедии дель арте называлось «слуги просцениума». Одиннадцать юношей в голубых униформах пластикой, прыжками и турами передавали энергию происходящего, его неожиданные повороты и юмор. Музыкальный антракт «Пять пальцев» давал зрителю отдых от избыточных визуальных впечатлений: пианистка Людмила Свешникова с тонким ощущением материала исполнила восемь пьес Стравинского для фортепиано. 

Наступила очередь «Мавры», поставить которую Максиму Петрову предложил Валерий Гергиев. Либретто, написанное Борисом Кохно в 1922 году по мотивам поэмы Пушкина «Домик в Коломне», заимствует сюжетную линию: Гусар, влюбленный в Парашу, нанимается кухаркой в ее дом, но застигнут матерью Параши во время бритья. Петрову не впервые ставить танцы в оперных спектаклях, в его послужном списке танцы в «Войне и мире», «Золотом петушке», «Самсоне и Далиле». Кордебалет в «Мавре» играет роль своего рода безмолвного хора, отражающего переживания героев оперы –  Параши (Елена Стихина), обаятельной плутовки, умеющей прикинуться послушной дочерью; бравого Гусара (Евгений Акимов), появляющегося на сцене с транзистором, заменяющим ему «сарафанное радио»; хлопотливой Матери (Анна Кикнадзе). Танцовщики изображают то вечерние посиделки и хороводы молодежи, то толпу, жадно прислушивающуюся к спорам и вздохам в домике Параши...

Сказка Ханса-Кристиана Андерсена «Ледяная дева» послужила основой балета Стравинского «Поцелуй феи», где композитор выступил в роли автора либретто: излагается романтическая история о том, как во время снежной бури мать теряет младенца, которого находит фея. Поцеловав ребенка, фея навсегда делает его своим пленником.

В спектакле Максима Петрова четыре феи, и каждая из них по-своему относится к Юноше (блестящая работа Филиппа Стёпина), некогда найденному в сугробе снега. Фея Екатерины Кондауровой не сулит Юноше счастливого будущего, ее поцелуй –  лишь дань ритуалу. Фея Татьяны Ткаченко не оторвана от бытовой реальности, классический танец окрашен юмором и озорством. Главная задача этой феи –  найти невесту для героя, которую она и находит в лице очаровательной героини Ренаты Шакировой. В мир высокого искусства приводит Юношу фея Надежды Батоевой. Ее поцелуй дарит герою надежду познать мир, исполненный творческих поисков и радостных открытий.

И, наконец, четвертая фея предстает в исполнении Сослана Кулаева, создающего образ седовласого мэтра. Высокий, в элегантном черном костюме, он неторопливо показывает Юноше его будущее, исполненное любви и тревог. Это Ханс-Кристиан Андерсен, волшебник-сказочник, сочинивший все истории про фей, которых он наделил человеческими судьбами и страстями.

Успех премьеры разделили художник-постановщик Альона Пикалова, оркестр Мариинского театра и инициатор всех начинаний маэстро Гергиев, тонко передавший нюансы сложной и прекрасной музыки Игоря Стравинского.

#хореограф #Мариинский театр #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Вечер со Стравинским ».


Комментарии