Вечер со Стравинским. Зрителям представили спектакль «Байка. Мавра. Поцелуй феи»

Имя Максима Петрова нередко появляется на афишах Мариинского театра. Хотя он числится по ведомству «молодых хореографов», это вполне зрелый мастер.

Вечер со Стравинским. Зрителям представили спектакль «Байка. Мавра. Поцелуй феи» | (с) Фотограф Наташа Разина. Мариинский театр. 2021 г.

(с) Фотограф Наташа Разина. Мариинский театр. 2021 г.

Воспитанник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, он уже в первые годы служения на академической сцене предпочитал исполнительской деятельности сочинение хореографических текстов –  миниатюр, одноактных балетов, пластических эскизов. Постепенно работы вошли в репертуар театра. В этом году работа Петрова «Русские тупики II» на музыку Настасьи Хрущевой была удостоена премии «Золотая маска» в категории «Лучшая работа хореографа».

Нынче Петров представляет зрителям многожанровый спектакль под названием «Байка. Мавра. Поцелуй феи» на музыку сочинений Игоря Стравинского 1920-х годов. Опусы композитора этого периода не раз привлекали балетмейстеров, первым из которых стала знаменитая танцовщица Бронислава Нижинская, поставившая все три произведения, показанные в пору «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Позднее к этим сочинениям композитора обращались разные хореографы –  в 1927 году Федор Лопухов поставил «Байку», а в 1998-м Алексей Ратманский –  «Поцелуй феи».

«Байка» (полное название «Байка про лису, петуха, кота да барана») –  «веселое представление с пением и музыкой», либретто которого написано по мотивам сказок Александра Афанасьева.

Вертикаль сцены разделена на два уровня, в каждом из которых два окна-прямоугольника, где кипит яркая жизнь. Певцы (два тенора и два баса) с увлечением исполняют текст сказки о том, как хитроумная лиса похищает наивного петуха, а звери спасают его. Бегущая строка дублирует текст вокалистов, дабы зрители поняли, о чем они поют. Анимация в другом окне откликается на тот же сюжет иллюстрациями, а в соседнем окне актер, загримированный под Игоря Стравинского, ожесточенно спорит с Борисом Кохно, либреттистом оперы «Мавра». Появившиеся тут же дворники в белых передниках и с метлами, пританцовывая, наводят чистоту в Коломне, районе, где стоял дом Стравинского. На долю балета выпала роль того, что в итальянской комедии дель арте называлось «слуги просцениума». Одиннадцать юношей в голубых униформах пластикой, прыжками и турами передавали энергию происходящего, его неожиданные повороты и юмор. Музыкальный антракт «Пять пальцев» давал зрителю отдых от избыточных визуальных впечатлений: пианистка Людмила Свешникова с тонким ощущением материала исполнила восемь пьес Стравинского для фортепиано. 

Наступила очередь «Мавры», поставить которую Максиму Петрову предложил Валерий Гергиев. Либретто, написанное Борисом Кохно в 1922 году по мотивам поэмы Пушкина «Домик в Коломне», заимствует сюжетную линию: Гусар, влюбленный в Парашу, нанимается кухаркой в ее дом, но застигнут матерью Параши во время бритья. Петрову не впервые ставить танцы в оперных спектаклях, в его послужном списке танцы в «Войне и мире», «Золотом петушке», «Самсоне и Далиле». Кордебалет в «Мавре» играет роль своего рода безмолвного хора, отражающего переживания героев оперы –  Параши (Елена Стихина), обаятельной плутовки, умеющей прикинуться послушной дочерью; бравого Гусара (Евгений Акимов), появляющегося на сцене с транзистором, заменяющим ему «сарафанное радио»; хлопотливой Матери (Анна Кикнадзе). Танцовщики изображают то вечерние посиделки и хороводы молодежи, то толпу, жадно прислушивающуюся к спорам и вздохам в домике Параши...

Сказка Ханса-Кристиана Андерсена «Ледяная дева» послужила основой балета Стравинского «Поцелуй феи», где композитор выступил в роли автора либретто: излагается романтическая история о том, как во время снежной бури мать теряет младенца, которого находит фея. Поцеловав ребенка, фея навсегда делает его своим пленником.

В спектакле Максима Петрова четыре феи, и каждая из них по-своему относится к Юноше (блестящая работа Филиппа Стёпина), некогда найденному в сугробе снега. Фея Екатерины Кондауровой не сулит Юноше счастливого будущего, ее поцелуй –  лишь дань ритуалу. Фея Татьяны Ткаченко не оторвана от бытовой реальности, классический танец окрашен юмором и озорством. Главная задача этой феи –  найти невесту для героя, которую она и находит в лице очаровательной героини Ренаты Шакировой. В мир высокого искусства приводит Юношу фея Надежды Батоевой. Ее поцелуй дарит герою надежду познать мир, исполненный творческих поисков и радостных открытий.

И, наконец, четвертая фея предстает в исполнении Сослана Кулаева, создающего образ седовласого мэтра. Высокий, в элегантном черном костюме, он неторопливо показывает Юноше его будущее, исполненное любви и тревог. Это Ханс-Кристиан Андерсен, волшебник-сказочник, сочинивший все истории про фей, которых он наделил человеческими судьбами и страстями.

Успех премьеры разделили художник-постановщик Альона Пикалова, оркестр Мариинского театра и инициатор всех начинаний маэстро Гергиев, тонко передавший нюансы сложной и прекрасной музыки Игоря Стравинского.

#хореограф #Мариинский театр #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Вечер со Стравинским ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?