Важность быть серьезным. Как прошел кинофестиваль в Венеции

Конкурсная программа Венецианского кинофестиваля этого года была настолько жанрово многообразной, что казалось, расклад призов может стать столь же непредсказуемым. Но жюри полностью отринуло изыски и трюки, решительно сосредоточившись на нескольких самых глубокомысленных фильмах программы.

Важность быть серьезным. Как прошел кинофестиваль в Венеции   | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Возможно, жюри устало от количества затей на единицу фестивального киносеанса. Тут и юная ведьма, сбежавшая из психиатрической лечебницы и призванная своей властью очищать карманы посетителей стриптиз-клуба – «Мона Лиза и кровавая луна» (Аны Лили Амирпур). И «Латинская Америка» (Дамиано Д’Инноченцо и Фабио Д’Инноченцо) про хирурга-стоматолога, которого охватывают демоны, и он в своем раздвоении личности оказывается мучителем похищенных людей. «Фрики на свободе» (Габриэле Майнетте) – циркачи бродячей труппы бросают героический вызов нацистам, чьи пытки представлены как изуверские сюрреалистические фарсы. Добротная драма «Здесь я смеюсь» (Марио Мартоне) про великого комика начала прошлого столетия и судебный процесс, в котором он увяз. Пробралась в кинозал одинокая, совершенно сиротливая в конкурсе комедия «Официальный конкурс» Мариано Кона и Гастона Дюпры: клоунада про будничное общение актеров-актерычей и режиссера-режиссерыча.

Элегантно и сдержанно блистала на экране классицистическая экранизация бальзаковских «Утраченных иллюзий» (Ксавье Джанноли). А рядом – инфантильная сказка про несчастную британскую принцессу Диану и злобных заговорщиков из королевской семьи: «Спенсер» Пабло Ларраина.

И снова фантасмагория – российская картина «Капитан Волконогов бежал» (Наташа Меркулова, Алексей Чупов): кровожадные и подспудно ироничные картинки на тему большого террора. Команда юнцов-расстрельщиков упражняется в боевых искусствах в полуразрушенном дворце. Все красавцы удалые, все в алой униформе и алых трико из утопических фантазий дизайнеров-авангардисток 1920-х, а на самом деле выдуманных для фильма петербургской художницей по костюмам Надеждой Васильевой (со-автор и жена режиссера Алексея Балабанова). Стены в питерских подворотнях расписаны угловатыми большевистскими монстрами в стиле пропагандистского настенного рисунка тех же 1920-х – а-ля Малевич, Петров-Водкин.

На улицах мрачные граждане – лица изможденной голодной толпы с картин Филонова. И невозмутимо веселые детишки с полотен соцреализма. Деловито и с задором работают энкавэдэшники (вспоминаем простой и жуткий фильм Александра Рогожкина «Чекист»). Главный герой (Юрий Борисов) оказывается свидетелем самоубийства сослуживца, сам становится целью и пускается в бега. Ему является тень товарища (по расстрелам) и информирует, что надо делать, чтобы не попасть в ад. А именно: вымолить хоть у кого-нибудь прощение. В общем, как писал один поэт, – обещали город-сад. А другой – получился город-ад. Стиль картины можно определить как фантасмагорический реализм – слегка сдвинуты нюансы, и сон мешается с исторической явью. Удивительная ухмылка авторского замысла в том, что молодецкая расстрельная команда похожа на группу клонов бритоголового Маяковского с его знаменитого портрета. Все равны, как на подбор, но с едва заметными генетическими прегрешениями, и это по-настоящему жутко.

Международная пресса приняла картину «на ура», и многие прочили ей одну из главных наград. И так могло бы получиться – ибо и режиссура искусная, и исторический садизм показан с непримиримой ответственностью, и визуальные решения расцветают в политические капричос, да еще и элементы мюзикла. Но жюри – раз! – и решило отвернуться от миражей в сторону реализма будничного, почти репортажного.

«Золотой лев» за лучший фильм получила французская картина «Происшествие» (Одри Диван). Это психологическая киноновелла, события которой происходят в 1963 году: студентка колледжа, умная, собранная и готовая к академической карьере, оказывается беременной и, соответственно, перед государственной стеной запрета на аборты. Став молодой мамой, она должна будет забыть об университете. До революции 1968 года еще пять лет – а пока надо в одиночку принимать решения.

По ходу фестиваля никто не думал, что фильм может оказаться в числе претендентов на награды. Но при всей прямолинейности это повествование по-человечески откликается на сегодняшние – периода пандемии – драматические ощущения, связанные с уступкой прав на собственное тело Всемирной организации здравоохранения. Которая «качает права», и дело не в том, правильно или неправильно (ибо – правильно), а в том, что пусть отчасти, но потеряна свобода распоряжения своим телом. Французские газеты бесконечно пишут об этом, намекая, что общество сталкивается с началом конца. А «Происшествие» – о каждодневном существовании в норме этой несвободы, и дело происходит совсем недавно – полвека назад. Потому фильм не так прост, как кажется. Безыскусность его мнимая. А удушающий морок запрета на судьбу и бескомпромиссное желание владеть ею – настоящие.

«Гран-при» фестиваля – «Рука Бога» Паоло Соррентино. Это решение совершенно предсказуемое – было ясно, что так и будет, еще на середине просмотра семейной саги о юности режиссера в Неаполе, снятой автором с его знаменитой киношной компетентностью. Сорретино традиционно делает копии кинополотен Феллини и в который раз получает за это высшую награду: вот что значит — человек нашел свой путь. Семейный улей-балаган: родители свистят, бабушка бесконечно ест моцареллу, дядюшки, тетушки, племянники, их взаимные колкости, еда, жениховство, флирт, похороны... На экране телевизора – матч Аргентина – Англия 1986 года, и Диего Марадона забивает знаменитый гол, про который заявляет потом на пресс-конференции: «Мяч забит отчасти головой Марадоны, отчасти рукой Бога». Эта реплика превращается в метафору, которая сквозит через весь фильм – что в жизни делается головой человека, а что по наитию длани Господней. И кому выпадает удача Марадоны.

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру – Джейн Кэмпион за фильм «Собачья власть». Драматический вестерн с сексуальной подоплекой и Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Новозеландские пейзажи, наряды покроя ар-деко, пароксизмы тайных страстей – все дивно для вечернего просмотра, если некуда пойти на закате. Режиссура действительно хорошая – кто бы спорил. Но почему-то кажется, что решение вручить «Серебряный лев» отчасти связано с тем, чтобы придать элегантность ансамблю победителей...

Визуальным изыскам и новациям кинофестиваля всегда приходится соревноваться с выставочной биеннале, которая идет в самой Венеции. И в этом году безусловное первенство остается за экспозицией фонда Амедео Модильяни «Модильяни. Зрелище» – небольшой иммерсивный живописный спектакль, который оказывается у вас в голове, стоит только надеть волшебную «шапочку» (VR-шлем). И полная подмена личности – вы просто оказываетесь самим Модильяни: бармен несет вам стаканчик, натурщица – себя, холст – под рукой. Вроде бы Дисней для взрослых – но завораживающий эффект. И точно кинематограф будущего – близкого.


#кино #фильм #Венеция #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7009) от 15.09.2021 под заголовком «Как важно быть серьезным».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?