Вашингтон «косил» под Суворова. Новые проекты Музея истории религии
Несмотря на пандемию, в Музее истории религии выставочная жизнь бьет ключом, каждый месяц перед публикой предстает новый проект.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Три из числа последних составили военно-патриотический цикл. Переехала в Чебоксары, завершив работу в нашем городе, выставка «Война священная, война народная», посвященная религиозной жизни страны в годы Великой Отечественной войны. До середины ноября открыта выставка «Церковь на защите Отечества», рассказывающая о вкладе Русской православной церкви в духовный подъем населения для победы над фашизмом.
Новый проект «Генералиссимус, князь, граф, раб Божий – Александр» укладывается в рамки того же цикла. Он приурочен к 290-летию Суворова.
Министерством обороны совместно с Министерством культуры разработан комплекс мероприятий, приуроченных к круглой дате. Выставка вошла в их число и открылась в срок.
Она посвящена истории блистательных побед и личности Суворова. Небольшой зал вместил разнообразный материал: живописные полотна, гравюры, военные награды, обмундирование...
– Мы сделали все, что хотели, – рассказывает заместитель директора музея по научной работе Екатерина Терюкова. – А хотели прежде всего показать комплекс икон, ради которого все и затевалось. В середине 1950-х годов музею повезло, сюда пришли иконы из церкви, построенной самим Суворовым в его имении – селе Кончанском. Точно известно, что полководец в этом храме молился. Он смотрел на эти иконы, они вдохновляли его на победы.
Иконы – самый важный момент выставки. С первого взгляда видно, что это не традиционная русская иконопись. Изображение не плоское, как в православной традиции, а объемное, с проработкой деталей одежды и подчеркнутой телесностью персонажей. Румянец на щеках девы Марии, лицо крестьянки у святой Натальи. Неизвестные художники – скорее всего, местные умельцы – писали эти иконы, ориентируясь на европейские гравюры, потому христианские сюжеты напоминают светскую барочную живопись. Наивная, народная икона – редкость в музейных собраниях, куда входят по большей части высококачественные произведения искусства.
На выставке представлен не весь комплекс, а самые интересные, обладающие художественными особенностями образы. Перед выставкой они прошли реставрацию.
В витринах пасхальные расписные яйца и богослужебные книги из села Кончанского, награды генералиссимуса. Поддерживают атмосферу образцы военной формы, воссозданные современными реконструкторами.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Дополняют повествование гравюры – карикатуры на Суворова, ставшего популярным в странах Европы после побед в Итальянской кампании. Известность непобедимого полководца была настолько велика, что и простые англичане хотели иметь дома его изображение. Они не знали, как он выглядит, торговцы этим пользовались, выдавая за Суворова любые портреты, в том числе президента США Джорджа Вашингтона. Искать внешнее сходство не стоит и на сатирических карикатурах. На одной из них Суворов в образе Генерала Глотки (так европейцы называли непобедимого полководца) подобно Гулливеру истребляет французскую армию во время Швейцарского похода.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6802) от 10.11.2020 под заголовком «Вашингтон «косил» под Суворова».
Комментарии