Итальянский абстракционизм временно стал частью Эрмитажа

В Главном штабе открылась выставка из серии «Абстракционизм в Италии», проводимой по программе «Эрмитаж-20/21». На сей раз гостем музея - и произведениями из своего фонда, и собственным присутствием на вернисаже - стал 82-летний Умберто Мариани.

Итальянский абстракционизм временно стал частью Эрмитажа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он легкой походкой - сказывается опыт профессионального альпиниста - вошел в зал, чтобы пообщаться с журналистами, и сразу начал про музей: «Только что прошел по Зимнему дворцу. Как и 50 лет назад, он шокировал меня своим богатством. Как и тогда, масса положительных эмоций». В 1969-м Мариани приехал в Ленинград простым туристом, он жил подолгу в Хельсинки с женой-финкой, покупка путевки не была проблемой.

А теперь персональная выставка в Эрмитаже - это, по словам художника, для него больше, чем премия «Оскар» для киноактера, венец карьеры.

Выставка расположена в двух пространствах Главного штаба, которые называются по цветам стен - Зеленый и Красный трансформеры. Ассистенты Мариани приезжали в Петербург, чтобы увидеть их, и вместе с художником подбирали произведения, гармонирующие со стенами.

На первый взгляд, каждая абстракция Мариани, в том числе из большой серии «Скрытая форма», кажется комбинацией из ткани одного цвета - белого, синего, желтого... Она сложена волнами, идущими в разных направлениях. Но впечатление обманчиво - это листы свинца, выкрашенные смесью акрила с песком.

Мариани рассказал, что еще в детстве перед отъездом на каникулы он видел, как родители укрывали тканью стулья и диваны — и те обретали загадочные очертания. В 14 лет он поступил в миланский лицей при Академии Брера, где на первом же занятии его поразили складки одежды на ранних греческих скульптурах. Позже - одежды на мраморных статуях римских императоров Октавиана Августа и Юлия Цезаря.

Почему он использует свинец? Этот металл «молчалив, тяжел и задумчив, но тонкую свинцовую фольгу легко обрабатывать. А песок добавляется в краску, чтобы поверхность свинца создавала иллюзию бархата».

Именно в этой иллюзии заключается основной смысл серии «Скрытая форма». Вместо эфемерности легкой ткани - податливый, но тяжелый металл. В то же время складки свинца могут стать надежной защитой. В этой игре спрятан традиционный интерес итальянских художников к форме, материалу, их взаимодействию, эмоциям, которые они вызывают.

В конце 1960-х годов Мариани отдал дань поп-арту, про который теперь отзывается критически. Но тогда все совпало: первые выставки Уорхола и других американских художников в Италии и утверждение Милана как европейской столицы моды и дизайна. Этот титул родной город Мариани сохраняет поныне. На картине «Изыски. Пляж» изображена дама, сидящая в светлом кожаном кресле. Точнее - видны только ее стройные ноги в полосатых черно-зеленых колготках. «Я выбрал кресло совершенно случайно, - признается Мариани, - но именно эта модель позже получила много дизайнерских призов».

#Эрмитаж #выставка #Главный штаб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6381) от 15.02.2019 под заголовком «В свинцовых складках таится загадка».


Комментарии