В МИСП XX-XXI веков представили «Раздумины» петербургского художника
В Музее искусства Санкт-Петербурга открылась выставка живописи и графики Юрия Медведева «Раздумины». Этим проектом музей продолжает одну из своих ключевых программ, знакомя широкую публику с малоизвестными персонажами городской арт-сцены.
Прогулка. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Медведеву только что исполнилось 80 лет, но сотрудники музея утверждают, что при подготовке выставки совершенно не думали про юбилей. С помощью ста произведений, в основном последних лет, по большей части из мастерской художника и нескольких работ из частных коллекций, они стремились показать автора, сочетающего такие разные направления, как неопримитивизм и сюрреализм. И все для того, чтобы создать коллективный портрет петербуржца.
Медведев родился в Уфе, выучился на архитектора в Новосибирске, в тамошнем Академгородке впервые увидел картины Павла Филонова. Потом был переезд в Ленинград, работа практикующим архитектором над проектами промышленных и общественных зданий. И одновременно знакомство с ленинградским неофициальным искусством, а позже - участие в легендарной выставке в ДК «Невский».
Никаких особых дивидендов в постсоветские времена, когда художникам открылись залы и границы, Медведев не извлек. Да и не стремился к этому, его, как и полвека назад, интересует жизнь человека из толпы. Именно поэтому главными на выставке стали серии «Уличный переход», «Под зонтами» и «Пляжная». Зажигается зеленый свет, и как на ладони видна разношерстная толпа, все городские типажи: юная особа, вечно куда-то спешащая, женщина с коляской, одинокий старичок. Зонтики многое скажут об их владельцах, а еще больше об их характерах говорят газеты и шарфы, используемые для защиты от потока воды. Картины из «Пляжной серии» называются «Купальщики Маркизовой лужи» и «Ничего не значащий разговор». Это сатира на бессмысленное, на взгляд художника, времяпровождение.
Рядом с безобидным «Снеговиком» из серого городского снега и «Прогулкой» воспитанников детского сада к острову Новая Голландия показаны трагикомичные «Коммуналка» и «Тройка, семерка, туз». Образ коммунального рая Медведев создает, «срывая» все двери с комнат ванной и туалета. Игра в карты в больничной палате, конечно, игра без ставок. Но само пребывание в больнице становится у художника образом ставки на жизнь или смерть.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (6404) от 21.03.2019 под заголовком «В раю нет дверей».
Комментарии