В поисках утраченных ценностей пригородных музеев-заповедников

В ГМЗ «Гатчина» прошел «круглый стол» российских и немецких историков, основной темой которого стала судьба музейных ценностей, вывезенных нацистами из пригородных музеев-заповедников. Юлия Кантор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» о состоявшемся разговоре:

В поисках утраченных ценностей пригородных музеев-заповедников | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Он касался документов оперативного штаба Розенберга, который руководил вывозом культурных ценностей из Восточной Европы, в частности из пригородных музеев Ленинграда. Это была самая крупная нацистская структура, занимавшаяся возведенным в ранг государственной задачи грабежом художественных ценностей.

Документы штаба хранятся в Киеве (в госархиве органов власти и управления) и в Риге (в государственном историческом архиве) - там, где во время войны действовали люди Розенберга. Нацисты при отступлении не успели их вывезти, но все советское время они были практически не доступны исследователям. Сейчас доступ к ним свободен. Это тысячи документов, естественно, на немецком языке. Они - важнейший источник, позволяющий исследовать маршруты, принципы вывоза, предполагаемые места размещения на территории рейха, персоналии вывозивших и многое другое.

- Какие сообщения были наиболее интересными на «круглом столе»?

- Назову доклад доктора истории Коринны Кур Королев из Берлина, которая специализируется на поисках и возвращении художественных ценностей, похищенных нацистами во время оккупации части территории СССР. Она вместе с коллегами подготовила книгу о вывозе произведений искусства, которая должна выйти в 2019 году. Ее сообщение было посвящено работе немецких искусствоведов, привлеченных нацистами, которые отбирали вещи для вывоза с оккупированной территории и предлагали места будущего размещения награбленного. Она рассказывала об их психологических портретах.

- Кем были эти искусствоведы в штатском?

- Это руководители и сотрудники крупнейших музеев Германии, искусствоведы, археологи и т. д. Сплошь образованные люди. Некоторые были нацистами-фанатиками, которые приезжали, чтобы забрать из большевистской России все, что имеет «немецкий дух». С учетом того, что российская императорская династия имела немецкие корни, «обосновать» таким образом вывоз отечественных художественных ценностей нацистам не составляло труда. Понятно, что, в силу этих исторических причин, такого искусства было немало. Кстати, например, в Гатчине нацисты долго искали портреты Екатерины II, которые не успели эвакуировать, нашли и вывезли. Ими хотели дополнить музей в Цербсте - родовом имении будущей русской императрицы.

- Все эти искусствоведы были убежденными нацистами?

- Были те, кто отчасти, подчеркиваю, отчасти, тяготился, будучи мобилизованными на «искусствоведческий фронт». Они оправдывали себя тем, что если какие-то произведения не вывезут, то солдаты вермахта этими вещами печки растопят или разбомбят.

К вопросу о психологических портретах. Очень интересно выступил научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Игорь Баринов. Он занимается балтийскими немцами. И он рассказывал о балтийских немцах - помощниках Розенберга. Это особенный сюжет - уроженцы Российской империи, чьи пращуры составили ее славу (например, среди пособников Розенберга был потомок Крузенштерна). У них были фамильные имения в Прибалтике, в которых они и остались после 1917 года. Кто-то уехал в Германию в 1940-м, когда после заключения пакта Молотова - Риббентропа Прибалтика стала советской, кто-то раньше. И некоторые из них согласились сотрудничать с нацистами. Кстати, и сам Альфред Розенберг, рейхсминистр оккупированных восточных территорий, - уроженец Таллина, выпускник Рижского технического университета.

- Документы, о которых шла речь на «круглом столе», помогут найти похищенное нацистами?

- Начну с того, что все культурные ценности, обнаруженные в 1945 году на складах, в частности, в Мюнхене и других городах Германии, были возвращены сразу после войны.

Что касается документов из архива Розенберга, то в них обычно указывалось, кто упаковал, какое количество вагонов и куда они направлялись. Из сравнения описей музейных предметов по состоянию на июнь 1941 года, списков эвакуированного в глубь страны и в Ленинград и немецких документов становится понятным, что сотни тысяч произведений искусства были вывезены оккупантами, солдатами и офицерами в частном порядке.

Есть вероятность, небольшая, но она есть, что-то найти, если тщательно проверять все имена, названные в документах, и пытаться найти личные коллекции у наследников тех, кто был на восточном фронте. Немецкие специалисты именно этим и занимаются.

- Вы сотрудничаете с этими людьми?

- Сотрудничество осложнено международной политической обстановкой в мире, которая нынче отнюдь не способствует контактам даже в гуманитарной сфере. Но на человеческом и научном уровнях контакты с немецкими коллегами продолжаются.

- А на государственном?

- Есть соглашение между нашей страной и Германией. Но поисками занимаются только энтузиасты. Та же Коринна Кур Королев, профессор Вольфганг Айхведе из Бремена - основатель целой школы исследователей-поисковиков. И немцам, и нам интересна исследовательская работа, но это наша личная инициатива...

- И сколько вас всего по обеим сторонам границы?

- Человек тридцать. Из самых известных - Маргарита Зинич из Москвы, Наталья Ткачева из Пскова, Юлия Комарова из Новгорода, коллеги из петербургских музеев-дворцов... Мы сотрудничаем. Но все это не системно, повторюсь, на личном энтузиазме.

#история #ценности #музей #круглый стол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «В поисках вывезенных ценностей».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.