В поисках утраченных ценностей пригородных музеев-заповедников

В ГМЗ «Гатчина» прошел «круглый стол» российских и немецких историков, основной темой которого стала судьба музейных ценностей, вывезенных нацистами из пригородных музеев-заповедников. Юлия Кантор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» о состоявшемся разговоре:

В поисках утраченных ценностей пригородных музеев-заповедников | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Он касался документов оперативного штаба Розенберга, который руководил вывозом культурных ценностей из Восточной Европы, в частности из пригородных музеев Ленинграда. Это была самая крупная нацистская структура, занимавшаяся возведенным в ранг государственной задачи грабежом художественных ценностей.

Документы штаба хранятся в Киеве (в госархиве органов власти и управления) и в Риге (в государственном историческом архиве) - там, где во время войны действовали люди Розенберга. Нацисты при отступлении не успели их вывезти, но все советское время они были практически не доступны исследователям. Сейчас доступ к ним свободен. Это тысячи документов, естественно, на немецком языке. Они - важнейший источник, позволяющий исследовать маршруты, принципы вывоза, предполагаемые места размещения на территории рейха, персоналии вывозивших и многое другое.

- Какие сообщения были наиболее интересными на «круглом столе»?

- Назову доклад доктора истории Коринны Кур Королев из Берлина, которая специализируется на поисках и возвращении художественных ценностей, похищенных нацистами во время оккупации части территории СССР. Она вместе с коллегами подготовила книгу о вывозе произведений искусства, которая должна выйти в 2019 году. Ее сообщение было посвящено работе немецких искусствоведов, привлеченных нацистами, которые отбирали вещи для вывоза с оккупированной территории и предлагали места будущего размещения награбленного. Она рассказывала об их психологических портретах.

- Кем были эти искусствоведы в штатском?

- Это руководители и сотрудники крупнейших музеев Германии, искусствоведы, археологи и т. д. Сплошь образованные люди. Некоторые были нацистами-фанатиками, которые приезжали, чтобы забрать из большевистской России все, что имеет «немецкий дух». С учетом того, что российская императорская династия имела немецкие корни, «обосновать» таким образом вывоз отечественных художественных ценностей нацистам не составляло труда. Понятно, что, в силу этих исторических причин, такого искусства было немало. Кстати, например, в Гатчине нацисты долго искали портреты Екатерины II, которые не успели эвакуировать, нашли и вывезли. Ими хотели дополнить музей в Цербсте - родовом имении будущей русской императрицы.

- Все эти искусствоведы были убежденными нацистами?

- Были те, кто отчасти, подчеркиваю, отчасти, тяготился, будучи мобилизованными на «искусствоведческий фронт». Они оправдывали себя тем, что если какие-то произведения не вывезут, то солдаты вермахта этими вещами печки растопят или разбомбят.

К вопросу о психологических портретах. Очень интересно выступил научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Игорь Баринов. Он занимается балтийскими немцами. И он рассказывал о балтийских немцах - помощниках Розенберга. Это особенный сюжет - уроженцы Российской империи, чьи пращуры составили ее славу (например, среди пособников Розенберга был потомок Крузенштерна). У них были фамильные имения в Прибалтике, в которых они и остались после 1917 года. Кто-то уехал в Германию в 1940-м, когда после заключения пакта Молотова - Риббентропа Прибалтика стала советской, кто-то раньше. И некоторые из них согласились сотрудничать с нацистами. Кстати, и сам Альфред Розенберг, рейхсминистр оккупированных восточных территорий, - уроженец Таллина, выпускник Рижского технического университета.

- Документы, о которых шла речь на «круглом столе», помогут найти похищенное нацистами?

- Начну с того, что все культурные ценности, обнаруженные в 1945 году на складах, в частности, в Мюнхене и других городах Германии, были возвращены сразу после войны.

Что касается документов из архива Розенберга, то в них обычно указывалось, кто упаковал, какое количество вагонов и куда они направлялись. Из сравнения описей музейных предметов по состоянию на июнь 1941 года, списков эвакуированного в глубь страны и в Ленинград и немецких документов становится понятным, что сотни тысяч произведений искусства были вывезены оккупантами, солдатами и офицерами в частном порядке.

Есть вероятность, небольшая, но она есть, что-то найти, если тщательно проверять все имена, названные в документах, и пытаться найти личные коллекции у наследников тех, кто был на восточном фронте. Немецкие специалисты именно этим и занимаются.

- Вы сотрудничаете с этими людьми?

- Сотрудничество осложнено международной политической обстановкой в мире, которая нынче отнюдь не способствует контактам даже в гуманитарной сфере. Но на человеческом и научном уровнях контакты с немецкими коллегами продолжаются.

- А на государственном?

- Есть соглашение между нашей страной и Германией. Но поисками занимаются только энтузиасты. Та же Коринна Кур Королев, профессор Вольфганг Айхведе из Бремена - основатель целой школы исследователей-поисковиков. И немцам, и нам интересна исследовательская работа, но это наша личная инициатива...

- И сколько вас всего по обеим сторонам границы?

- Человек тридцать. Из самых известных - Маргарита Зинич из Москвы, Наталья Ткачева из Пскова, Юлия Комарова из Новгорода, коллеги из петербургских музеев-дворцов... Мы сотрудничаем. Но все это не системно, повторюсь, на личном энтузиазме.

#история #ценности #музей #круглый стол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «В поисках вывезенных ценностей».


Комментарии