В Петербурге решат судьбу школы № 216 имени Адама Мицкевича

В сущности, судьба определена, и давно: набор в первые классы в школу № 216 Центрального района имени Адама Мицкевича прекращен еще четыре года назад. Сегодня состоится родительское собрание, где представители районного отдела и, вероятно, городского комитета по образованию официально объявят, «камо грядеши», польская школа.

В Петербурге решат судьбу школы № 216 имени Адама Мицкевича | Бюст Мицкевича (был сделан на основе прижизненного скульптурного портрета), очевидно, не исчезнет и не затеряется. А школы имени Мицкевича уже не будет. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Бюст Мицкевича (был сделан на основе прижизненного скульптурного портрета), очевидно, не исчезнет и не затеряется. А школы имени Мицкевича уже не будет. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Из основного в факультатив


Шуму в последние дни много, и тем более удивительно, что собрание по поводу ликвидации школы - первое. Называется это, конечно, не ликвидация, а реорганизация. Путем присоединения к школе № 206. Но факт: школы № 216 имени Адама Мицкевича на образовательной карте города не станет.

Идея слияния принадлежит району, комитет согласился. Как нам сообщили, «начиная с 2015/16 учебного года школа перестала быть востребованной у населения, и это отразилось на комплектовании классов». Здание в Графском не освобождается: в него в новом учебном году въедет 211-я школа, ее здание уходит на капремонт.

Школа № 206 (куда «вливают») - рядом, на Фонтанке, одна из старейших, без малого 140 лет, среди выпускников Аркадий Райкин, Сергей Довлатов, писатель и палеонтолог Иван Ефремов, виднейший физик Яков Зельдович, поэт Евгений Рейн. Но школе имени Мицкевича есть что терять: от статуса единственной в стране «польской» (впрочем, язык из основного иняза уже несколько лет как переведен в факультатив) до примечательного центра изучения польской культуры.

В школе 18 лет действует фольклорный ансамбль «Поляне»: изъездил Польшу вдоль и поперек, у нас до Урала добрались, в Мурманске выступали.

Поразительно даже не то, что в прошлом году польские власти пригласили петербургских школьников на празднование 100-летия независимости Польши. И не то, что мэры польских городков переходят в беседе с «мицкевичами» на русский. И не то, что школа активно дружит «по обмену», несмотря ни на что: в Польше русский изучают активнее, чем у нас польский. Поразительна одна неочевидная деталь: в ансамбле парней больше, чем барышень. Вы видели, чтобы в самом противном тинейджерском возрасте парни не хип-хоп или брейк танцевали, а фольклор? В шляпах и кафтанах.

Нерентабельно


Директор школы Ирина Фузеева расстроена и раздосадована общественным вниманием. У нее вопрос: «А что же только сейчас все всполошились?».

Фузеева в этой школе 25 лет; формально она не директор, а врио - уже несколько лет, с постоянно продлеваемым договором. То есть, строго говоря, полноправного начальства у школы давно нет. Вспоминает: когда-то польский язык был интересен, здесь учились 800 человек. Сейчас - 130.

Как говорят в руководстве школы: если по-честному, куда петербургские поляки (хоть консульские, хоть бизнесмены, хоть просто «с корнями») детей отдают? Да как все: в английские-французские-немецкие школы.

Четыре года назад петербурженка Людмила Волкова («с корнями») отдавала внучку в школу Мицкевича целенаправленно: польский как основной иностранный начинался со 2-го класса (английский стартовал только с 5-го, как второй иняз). Записала через МФЦ - а в школу с документами почему-то не пригласили. Пришла сама.

Так и выяснилось, что первые классы не набирают. В райотделе комментируют: 1 сентября 2015-го «школа не смогла скомплектовать первый класс, т. к. было недостаточно желающих». Однако, по словам Людмилы Волковой, происходящее ей объяснили и «сложными отношениями с Польшей». Женщина тогда не растерялась: «У нас с Америкой и Англией отношения не проще, а английский - везде». Как бы то ни было, у внучки Волковой стремление было такое, что сдала тестирование и поступила сразу во второй класс, вскочила в последний вагон уходящего поезда.

- Сейчас внучка в пятом. Рыдаем всей семьей, - констатирует бабушка. - Два года учили польский, во втором и третьем классе, и вдруг с четвертого начался английский, а польский из базового сделали факультативным.

Павел, десятиклассник, также когда-то выбирал эту школу осмысленно, у него тоже «корни». Павел опасается, что его многолетнее изучение польского из-за закрытия школы не будет отражено в аттестате, будто и не было у него никакого «базового польского».

Родион (тоже 10-й класс) пришел в восьмом классе, с нулевым польским, но освоился: «На первом уроке выучил алфавит, на втором начал считать по-польски». Старшеклассник Артем в ансамбле «Поляне» с младших классов. Старшеклассница Настя вспоминает, что когда-то было четыре учителя польского языка. Сейчас одна, Ольга Онищук («пани Ольга»): недавняя выпускница Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске, где тоже закрылась существовавшая двадцать лет кафедра польской филологии.

Ирина Фузеева на баррикады не зовет: по ее словам, содержание в центре города 5-этажной школы на 130 детей - крайне дорого.

В доме № 8 по Графскому переулку школа № 216 располагается с 1948 года. До того «жила» на углу Графского и Фонтанки, работала в блокаду. «Польской» стала в 1991-м по решению мэра Анатолия Собчака (у него польские корни), позже рядом со зданием школы установили бюст «польского Пушкина» Адама Мицкевича.

- Я пришла сюда 18 лет назад, это была сильнейшая школа, - вспоминает Ирена Бестужева, педагог-организатор. Ирена Викентьевна с «декабристской» фамилией - из поляков (русский учила уже здесь), землячка Адама Мицкевича: «У нас на одном краю деревни жили одни Мицкевичи, на другом - другие, а посередине Сенкевичи». Ансамбль «Поляне» - ее детище. У Бестужевой знак губернатора Петербурга «За гуманизацию петербургской школы», она заслуженный учитель Республики Польша, заслуженный работник культуры Польши, кавалер Золотого креста.

СНГ в полонезе


По нашим сведениям, Ирина Фузеева пыталась сохранить школу - усилив английский или введя дополнительно модный китайский.

Но полномочий у врио директора не так много, а у «малонаселенных» школ траектория развития не то чтобы вверх. Количество трудовых мигрантов растет, едут с детьми, дети очень часто по-русски не говорят; в районных отделах образования стараются не направлять таких детей в «сильные» школы - для ребенка и так стресса предостаточно; направляют туда, где «полегче». И встречный процесс: в школы, где «полегче», уже не стремятся идти местные.

История с рейтингованием школ в Петербурге не случайно заглохла: нечестно - сравнивать мощные гимназии и обычные «микрорайонки», где для многих учеников русский язык не родной. В 216-й ощутимый процент учеников, для которых первым иностранным стал не польский, а русский.

Между тем в ансамбле «Поляне» сложилась незаурядная картина: костюмы шьет мама-молдаванка, полонезы танцуют русские, белорусы, таджики, узбеки, киргизы.

Людмила Волкова сомневается, что ее внучка перейдет в 206-ю: живут далековато, в «польскую» добирались специально, а так - смысла нет. «Другая школа - это другая школа. Сейчас наши дети разбредутся кто куда, ансамбль распадется. Для нас ведь и альтернативы нет - потому что нет больше в стране польских школ».

27 апреля в школе проходил квест «Где Адам?». Это не по поводу реорганизации, это просто игра. Но получилось метафорично, потому что «Куда ж Адама нашего?» сейчас самый частый вопрос: куда деть «пришкольный» бюст великого польского поэта, которому наш Александр Сергеевич стихи посвящал?

Наименее болезненный вариант из реалистичных - просто взять «в ладошки» все эти 130 человек, с пятого по десятый классы, и аккуратно, чтобы не расплескать, перенести в 206-ю. Не расформировывая классы, в особенности 10-й, который станет 11-м и которому предстоит без того крайне нервный выпускной год. Не выплеснуть «Полян». Насколько возможно, сохранить учителей, а это отдельный вопрос: если учительская нагрузка уменьшится, педагоги вынуждены будут искать новые места.

В Петербурге, конечно, есть просветительское общество «Полония», Польский институт, действует Союз поляков, польский учат в костелах, на курсах в университете Герцена.

Но в школе он был, разумеется, бесплатный, а поскольку школа государственная, то и дело считалось «государственно важным». Сейчас, даже при всех резонах насчет «востребованности языка» сама формулировка «Петербург закрывает единственную в стране «польскую» школу» малоприятна для города с репутацией мультикультурного и многонационального.

Очевидно, и в райотделе, и в комитете по образованию это понимают. Цитируем ответ начальника отдела Н. Г. Симаковой: «Учащимся и работникам школы № 216 будет предложено перейти в школу № 206 и продолжить свое обучение и работу с учетом ранее изучаемой образовательной программы. Так, обучающимся будет предложено продолжать изучать польский язык. Осуществить перевод планируется классами, которые на текущий момент существуют в школе № 216. В школе № 206 работает отделение дополнительного образования, поэтому кружки народного творчества и фольклорный ансамбль - театр обряда «Поляне» школы № 216 также продолжат свою работу».

...А пока в школе Мицкевича приглашают: «Вы на последний звонок к нам приходите, увидите наших в полонезе». Для школы-то в любом случае это последний звонок.

Читайте также о том, что в петербургской школе массово прививают от кори.

#школа #образование #Адам Мицкевич

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6431) от 29.04.2019 под заголовком «Куда ж Адама нашего?».


Комментарии