В граненый ствол уходят пули

На экраны вышел фильм Алексея Мизгирева «Дуэлянт».

 В граненый ствол уходят пули | Один из главных героев фильма — Петербург, парадный и непарадный.

Один из главных героев фильма — Петербург, парадный и непарадный.

В 1860 году в мрачный полузатопленный Петербург прибывает неизвестное никому лицо: отставной офицер Яковлев. Прошлое его туманно. Говорят, что он провел пять лет среди диких алеутов. Очень скоро Яковлев делается знаменит как безжалостный и неуязвимый бретер, прихлопывающий оппонентов на дуэлях одного за другим, как мух. Самим же Яковлевым руководит желание мести своему высокопоставленному обидчику зловещему графу Беклемишеву...

«Дуэлянт» с первой же сцены - конечно, дуэльной, жесткой и стремительной - уважать себя заставил. Но по-настоящему фильм разворачивается, когда герой Петра Федорова, Яковлев, покидает темный зал с только что застреленным им человеком и выходит на широкий простор Петербурга.

Вот тут уже оторваться никак нельзя. Петербург «Дуэлянта» затягивает в себя каким-то сложным, комплексным воздействием. Таким город мы еще не видели. Это не поиск сохранившейся натуры по отдельным углам, со строго ограниченными ракурсами - это действительно живой и дышащий город, совершенно непонятно, как воспроизведенный. Глаз даже не успевает регистрировать все новое: вот промелькнул вдали Зимний - еще кирпичного цвета. Вот у строгих колонн Казанского, подтопленных наводнением, прямо в воде набросаны какие-то корявые мостки, притулились лавки и лодки. А Исаакий виден вдали, еще не закрытый зданиями совершенно.

Потом все-таки понимаешь - что-то здесь не так. Не было в 1860 году в Петербурге строительства такого огромного моста через Неву. Не проходила, кажется, железная дорога над Зимней канавкой. Да и портик с атлантами у Нового Эрмитажа не был, кажется, таким громадным...

- Я прошел большой путь в своих отношениях с Петербургом, - рассказал журналистам режиссер Алексей Мизгирев. - С самого начала мы понимали, что фильм у нас жанровый, хотя он и наполнен историей весьма драматичной, со сложными, неоднозначными, парадоксальными характерами. Поэтому мы довольно долго искали визуальное решение картины. Было понятно, что это в первую очередь - фильм о городе. Петербург на тот момент - один из главных мегаполисов Европы. И наша история - история города, в котором собрано большое количество силы, энергии, денег, людей... Перепутаны языки, верх и низ, золото и грязь.

Мы стали думать о выражении этой идеи. И я для себя сформулировал: мы делаем город, каким бы он стал, если бы денег было еще больше. Вот так, например, с нашим мостом через Неву. Или с атлантами: мы удвоили их количество, поставив над уже существующими второй ряд. Мы хотели, чтобы и город был не декоративным, не фэнтезийным, а впечатляюще мощным.

Небывалый Петербург сделан так деликатно, что оказывается действительно реальней реальности - и в то же время каким-то слегка галлюциногенным. Вспоминается Париж в «Видоке» с Депардье или Лондон в «Шерлоке Холмсе» с Дауни-младшим. Те фильмы так же увлеченно занимались вольным краеведением.

В «Дуэлянте», конечно, Депардье и Дауни нет, но актерская публика собралась, пожалуй, не менее впечатляющая. У Петра Федорова вышел по-настоящему романтический антигерой, вполне себе Сильвио из «Выстрела». Владимир Машков в качестве графа Беклемишева убедительно пугает и скалится. Очень хорош в маленькой роли пройдохи-инвалида Сергей Гармаш. Впечатляют и приглашенные зарубежные артисты: Франциска Петри представляет здесь некую порочную «великую княгиню», любовницу графа, а Мартин Вуттке - барона Старое, замечательного мошенника с драгоценными вставными зубами.

Эти великосветские негодяи на протяжении всего фильма пикируются, стреляются, с хрустом мозжат головы дубинами, даже любовью занимаются так, словно до смерти, и в конце, почти как в «Горце», останется только один. «Дуэлянт» - кино откровенное и жестокое.

Движения героев не плавны, не расплывчаты - они всегда доводятся до конца с отчетливым стуком, хряпом, лязгом - они как будто и двигаются не по-нынешнему, более угловато и четко, как заводные автоматы. Как те новые пистолеты с револьверным механизмом, которыми с удовольствием пользуется Яковлев, чтобы выбить очередному недотепе мозги.

- Артисты убедительно могут существовать только в психологически достоверной реальности. На экране нам нужны были живые люди. И попытка погрузить их в неживое, надуманное пространство уничтожила бы картину, - говорит режиссер. - Поэтому весь предметный мир абсолютно достоверен. Это вещи из XIX века. Пистолеты у нас - совершенно реальное дуэльное оружие, мы собирали его по блошиным рынкам всей Европы. Оно только было превращено в холостое, чтобы артисты не поубивали друг друга. Даже у холостых пистолетов есть выхлоп. Когда артисты стоят в трех метрах друг от друга - это по-настоящему опасно. Но нам было важно, чтобы здесь не было чистой декоративности. Костюмы на актерах постоянно бывали пробиты выхлопами, костюмеры замучились их штопать.

За всей этой почти совершенной динамикой героев и места действия почти теряется условность, расхожесть сюжета и его периодическое провисание.

Ну да, тут Монте-Кристо или, скорее, какой-нибудь наш аналог из сочинений Загоскина, Булгарина или Крестовского: коварный демонический граф, несчастный отверженный герой, жестокий, но способный на чувства сильные; юная и порывистая княжна, алеуты, которых тут без эпитета «дикие» не поминают...

Это бульварное чтиво, конечно. Но, как и у Тарантино, притворно «пошлая» оболочка позволяет коснуться вполне подлинных и серьезных вещей. Мир «Дуэлянта» - а, по словам продюсера Александра Роднянского, есть мысль снять еще несколько фильмов с действием в том же полувымышленном Петербурге - мир этот мифологически убедителен.

Пусть герои вымышлены. Зато достоверны избиение шпицрутенами солдат, сырость и нищета рядом с имперским великолепием Петербурга, звериные, безжалостные нравы рядом с разговорами о предполагаемой дворянской чести. Фантазия авторов служит не наведению иллюзий, а усилению эффекта от действительных вещей: всю эту жизнь мы как бы разглядываем через сильное увеличительное стекло. Не сказать, что вблизи она выглядит приятно. Но взглянуть очень даже полезно. Дуэли, честь, да и любая иная система ограничений, работающая на усиление сильных и доводящая человека маленького до полнейшего отчаяния, - сюжет универсальный.

«Дуэлянт» - вполне удачная попытка восстановления мифа. Не как обмана, а как попытки серьезной, пусть и популярной рефлексии над нашей историей, над ее единством и ее трагическими закономерностями.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...