В граненый ствол уходят пули

На экраны вышел фильм Алексея Мизгирева «Дуэлянт».

 В граненый ствол уходят пули | Один из главных героев фильма — Петербург, парадный и непарадный.

Один из главных героев фильма — Петербург, парадный и непарадный.

В 1860 году в мрачный полузатопленный Петербург прибывает неизвестное никому лицо: отставной офицер Яковлев. Прошлое его туманно. Говорят, что он провел пять лет среди диких алеутов. Очень скоро Яковлев делается знаменит как безжалостный и неуязвимый бретер, прихлопывающий оппонентов на дуэлях одного за другим, как мух. Самим же Яковлевым руководит желание мести своему высокопоставленному обидчику зловещему графу Беклемишеву...

«Дуэлянт» с первой же сцены - конечно, дуэльной, жесткой и стремительной - уважать себя заставил. Но по-настоящему фильм разворачивается, когда герой Петра Федорова, Яковлев, покидает темный зал с только что застреленным им человеком и выходит на широкий простор Петербурга.

Вот тут уже оторваться никак нельзя. Петербург «Дуэлянта» затягивает в себя каким-то сложным, комплексным воздействием. Таким город мы еще не видели. Это не поиск сохранившейся натуры по отдельным углам, со строго ограниченными ракурсами - это действительно живой и дышащий город, совершенно непонятно, как воспроизведенный. Глаз даже не успевает регистрировать все новое: вот промелькнул вдали Зимний - еще кирпичного цвета. Вот у строгих колонн Казанского, подтопленных наводнением, прямо в воде набросаны какие-то корявые мостки, притулились лавки и лодки. А Исаакий виден вдали, еще не закрытый зданиями совершенно.

Потом все-таки понимаешь - что-то здесь не так. Не было в 1860 году в Петербурге строительства такого огромного моста через Неву. Не проходила, кажется, железная дорога над Зимней канавкой. Да и портик с атлантами у Нового Эрмитажа не был, кажется, таким громадным...

- Я прошел большой путь в своих отношениях с Петербургом, - рассказал журналистам режиссер Алексей Мизгирев. - С самого начала мы понимали, что фильм у нас жанровый, хотя он и наполнен историей весьма драматичной, со сложными, неоднозначными, парадоксальными характерами. Поэтому мы довольно долго искали визуальное решение картины. Было понятно, что это в первую очередь - фильм о городе. Петербург на тот момент - один из главных мегаполисов Европы. И наша история - история города, в котором собрано большое количество силы, энергии, денег, людей... Перепутаны языки, верх и низ, золото и грязь.

Мы стали думать о выражении этой идеи. И я для себя сформулировал: мы делаем город, каким бы он стал, если бы денег было еще больше. Вот так, например, с нашим мостом через Неву. Или с атлантами: мы удвоили их количество, поставив над уже существующими второй ряд. Мы хотели, чтобы и город был не декоративным, не фэнтезийным, а впечатляюще мощным.

Небывалый Петербург сделан так деликатно, что оказывается действительно реальней реальности - и в то же время каким-то слегка галлюциногенным. Вспоминается Париж в «Видоке» с Депардье или Лондон в «Шерлоке Холмсе» с Дауни-младшим. Те фильмы так же увлеченно занимались вольным краеведением.

В «Дуэлянте», конечно, Депардье и Дауни нет, но актерская публика собралась, пожалуй, не менее впечатляющая. У Петра Федорова вышел по-настоящему романтический антигерой, вполне себе Сильвио из «Выстрела». Владимир Машков в качестве графа Беклемишева убедительно пугает и скалится. Очень хорош в маленькой роли пройдохи-инвалида Сергей Гармаш. Впечатляют и приглашенные зарубежные артисты: Франциска Петри представляет здесь некую порочную «великую княгиню», любовницу графа, а Мартин Вуттке - барона Старое, замечательного мошенника с драгоценными вставными зубами.

Эти великосветские негодяи на протяжении всего фильма пикируются, стреляются, с хрустом мозжат головы дубинами, даже любовью занимаются так, словно до смерти, и в конце, почти как в «Горце», останется только один. «Дуэлянт» - кино откровенное и жестокое.

Движения героев не плавны, не расплывчаты - они всегда доводятся до конца с отчетливым стуком, хряпом, лязгом - они как будто и двигаются не по-нынешнему, более угловато и четко, как заводные автоматы. Как те новые пистолеты с револьверным механизмом, которыми с удовольствием пользуется Яковлев, чтобы выбить очередному недотепе мозги.

- Артисты убедительно могут существовать только в психологически достоверной реальности. На экране нам нужны были живые люди. И попытка погрузить их в неживое, надуманное пространство уничтожила бы картину, - говорит режиссер. - Поэтому весь предметный мир абсолютно достоверен. Это вещи из XIX века. Пистолеты у нас - совершенно реальное дуэльное оружие, мы собирали его по блошиным рынкам всей Европы. Оно только было превращено в холостое, чтобы артисты не поубивали друг друга. Даже у холостых пистолетов есть выхлоп. Когда артисты стоят в трех метрах друг от друга - это по-настоящему опасно. Но нам было важно, чтобы здесь не было чистой декоративности. Костюмы на актерах постоянно бывали пробиты выхлопами, костюмеры замучились их штопать.

За всей этой почти совершенной динамикой героев и места действия почти теряется условность, расхожесть сюжета и его периодическое провисание.

Ну да, тут Монте-Кристо или, скорее, какой-нибудь наш аналог из сочинений Загоскина, Булгарина или Крестовского: коварный демонический граф, несчастный отверженный герой, жестокий, но способный на чувства сильные; юная и порывистая княжна, алеуты, которых тут без эпитета «дикие» не поминают...

Это бульварное чтиво, конечно. Но, как и у Тарантино, притворно «пошлая» оболочка позволяет коснуться вполне подлинных и серьезных вещей. Мир «Дуэлянта» - а, по словам продюсера Александра Роднянского, есть мысль снять еще несколько фильмов с действием в том же полувымышленном Петербурге - мир этот мифологически убедителен.

Пусть герои вымышлены. Зато достоверны избиение шпицрутенами солдат, сырость и нищета рядом с имперским великолепием Петербурга, звериные, безжалостные нравы рядом с разговорами о предполагаемой дворянской чести. Фантазия авторов служит не наведению иллюзий, а усилению эффекта от действительных вещей: всю эту жизнь мы как бы разглядываем через сильное увеличительное стекло. Не сказать, что вблизи она выглядит приятно. Но взглянуть очень даже полезно. Дуэли, честь, да и любая иная система ограничений, работающая на усиление сильных и доводящая человека маленького до полнейшего отчаяния, - сюжет универсальный.

«Дуэлянт» - вполне удачная попытка восстановления мифа. Не как обмана, а как попытки серьезной, пусть и популярной рефлексии над нашей историей, над ее единством и ее трагическими закономерностями.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?