На жизнь после смерти можно взглянуть в «Манеже»

ЦВЗ «Манеж» представил публике новый проект с интригующим названием «Жизнь после жизни».

На жизнь после смерти можно взглянуть в «Манеже» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У него, как теперь принято, возрастное ограничение - 18+. Кто-то из первых зрителей остроумно пошутил, правильнее было обозначить 60+. Тема выставки - смерть и бессмертие в искусстве петербургских художников.

Соответственно случаю «Манеж» оделся в черное. В аванзале эпиграф к происходящему - скульптура работы Петра Клодта «Лежащая фигура» и полотно его современника мастера исторического и бытового жанра Григория Михайлова «Прометей».

Как рассказывает автор концепции директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, от рождения до осуществления замысла прошло полтора года. Всеобъемлющая тема изучалась долго и кропотливо. По времени выставка охватывает три столетия: самая ранняя работа 1725 года, последняя датирована прошлым годом.

Одна из задач - показать знаковые имена в искусстве нашего города, такие как Венецианов, Брюллов, Бруни, Антокольский, Борисов-Мусатов, Врубель, Суриков, Васнецов, Поленов... Больше двадцати музеев приняли в этом участие, плюс коллекционеры и привлеченные художники. Не все удалось получить из петербургских музейных собраний. Так, рисунок Врубеля «Голова демона» прибыл из Краснодара, а рисунок «Раненый солдат» Шагала - из Саратова.

Огромные черные наклонно установленные блоки «ломают» пространство «Манежа». В каждой выгородке три-четыре работы художников, творивших в разные эпохи. «Сквозная история» смерти.

Выставка - диалог современных вещей с отстоявшейся во времени классикой и авторов между собой. От античных сюжетов до абстрактных, где только название подсказывает, о чем идет речь.

Показательное сочетание - Владимир Шинкарев «Смерть», Алексей Широков «В Горках в день смерти Ленина», Михаил Зичи «Смерть императора Александра III» и тут же череп - «Символ смерти» неизвестного скульптора. «Смерть Нерона» Глеба Богомолова рифмуется с ремейком «На Шипке все спокойно» Ивана

Сотникова и «Геноцидом» Ашота Хачатряна. Уже упомянутый рисунок «Раненый солдат» Марка Шагала нашел свое место рядом с натюрмортом Борисова-Мусатова «Череп и книги»...

- Здесь можно видеть палитру размышлений на тему жизни, смерти и бессмертия: от переживания трагической потери и страха перед мистической неизвестностью до волшебно-сказочных образов, - говорит куратор выставки Елизавета Павлычева.

Художественным консультантом проекта выступил Виталий Пушницкий. Как рассказывает Елизавета, в процессе формирования блоков из произведений между ними споров не возникало, но каждый шел своим путем. Она искала историю, он гармонию - форму, цвет, пластику.

Участники вернисажа отметили удачный экспозиционный дизайн, специальное музыкальное оформление и витавший в пространстве «Манежа» аромат цветка, которого не существует в природе.

Читайте также о том, как в Петербурге наступит Библионочь в стиле хоррор.

#Манеж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (6419) от 11.04.2019 под заголовком «В «Манеже» все спокойно».


Комментарии