Российский обладатель «Грэмми» откроет новый сезон в концертном зале Мариинского театра

Новый сезон в концертном зале Мариинского театра откроют 10 сентября выступления пианиста Даниила Трифонова. Кроме сольного концерта, в программе которого музыка Бетховена, Шумана и Прокофьева, Даниил исполнит с оркестром Мариинского театра и Пятый фортепианный концерт Бетховена под управлением маэстро Валерия Гергиева. Обладатель премии Herbert von Karajan Music Prize и «Грэмми» 2017 года в категории «Лучший классический инструментальный сольный альбом» (с записями сочинений Ференца Листа) рассказал музыковеду Владимиру Дудину о своих любимых композиторах, о времени для восстановления сил и планах исполнить музыку Баха.

Российский обладатель «Грэмми» откроет новый сезон в концертном зале Мариинского театра | ФОТО Rudi Gigler/Imago/ТАСС

ФОТО Rudi Gigler/Imago/ТАСС

— Вы часто играете с симфоническим оркестром Мариинского театра. Что дает вам как музыканту это сотрудничество?

— Я всегда концентрируюсь только на музыке. Задача дирижера — создать некую связь между музыкантами и солистом. Если дирижер очень чуток к солисту, это дает полет воображению и всегда очень позитивно сказывается на исполнении. Солисту всегда очень помогает, когда есть некая свобода, которую и предоставляет Гергиев.

— Вы представите здесь еще и новую сольную программу. Как часто вы меняете свои программы?

— Обычно раз в год, если речь идет о более традиционных классических программах. Я стараюсь их разнообразить. Но не так давно, например, я собрал концерт из сочинений ХХ века, с которым планирую выступать на протяжении нескольких сезонов.

— В Петербурге вы выступаете либо с сольным концертом, либо с оркестром и лишь впервые минувшим летом — в дуэте с немецким бас-баритоном Маттиасом Гёрне. Этот концерт стал одним из лучших в минувшем сезоне.

— К сожалению, я нечасто обращаюсь к камерно-ансамблевому музицированию. Но когда удается, это всегда очень приятно: и репертуара интересного очень много, и интересных музыкантов немало, с которыми можно сотрудничать. В ансамблях в каждом произведении нужно добиваться симбиоза звучания. С Маттиасом Гёрне, перед тем как выступить в Концертном зале Мариинского театра, мы записали часть нашей программы в Берлине, в обозримом будущем выйдет наш с ним диск.

— Именно благодаря дискам в России узнают о том, что ансамблевое исполнительство вас очень интересует. Среди последних релизов — альбомы камерной музыки, записанные вами со скрипачами Гидоном Кремером и Анне-Софи Муттер. Кто придумывает эти проекты?

— Проект с Маттиасом мы сами придумали и осуществили. А Анне-Софи Муттер давно хотела что-нибудь записать со мной. Мы с ней обсуждали, что лучше записать, и в итоге остановились на идее, показавшейся нам обоим интересной — квинтете «Форель» Шуберта.

— Как возник ваш сольный проект «В круге Шопена»?

— Шопен вдохновил так много композиторов на протяжении более ста лет. Настолько разная музыка была сочинена под его воздействием. В ней можно и увидеть индивидуальный почерк композиторов, писавших на темы Шопена, и услышать в ней звучание «оригинала». Мне очень хотелось обыграть эту идею. В композиции моего альбома есть даже тональные сочетания и пересечения... Года четыре назад я играл Второй концерт Шопена в оркестровке Плетнева с самим Михаилом Васильевичем Плетневым за пультом. После концерта вышла рецензия, в которой критик восторгался, насколько хороша оркестровка у Шопена. Он не удосужился заглянуть в программку и прочитать, что оркестровку сделал Плетнев. Когда «Дойче граммофон» предложил мне записать эти концерты, я сразу решил, что было бы здорово записать их в оркестровке Плетнева.

— В чем, на ваш взгляд, заключались фортепианные прозрения Шопена?

— Он повлиял не только на развитие фортепианного исполнительства, но и на сам язык фортепиано. Особенно в русской композиторской школе Шопен имел большое влияние в первую очередь благодаря Скрябину. А Скрябин вдохновлял других композиторов, осуществляя преемственность.

— За музыку Баха вы браться не собираетесь?

— Есть планы, но не ближайшие и точно не в следующем сезоне. Сейчас мы записали все концерты Рахманинова с Филадельфийским оркестром и дирижером Янником Незе-Сегином. Этот проект осуществлялся на протяжении четырех лет, в каждом сезоне было сыграно и записано по одному концерту. Последние — Второй и Третий — были записаны месяца три назад.

— Несколько лет назад вы исполнили все концерты Рахманинова на фестивале «Лики современного пианизма».

— К Рахманинову я пришел довольно поздно — в 21 год. И первым его произведением стала «Рапсодия на тему Паганини». Потом в репертуаре возникли Третий и Второй концерты, вариации на тему Шопена. Прежде я уже исполнял циклы из всех его концертов в Лондоне и Нью-Йорке, поэтому был рад получить приглашение от Валерия Гергиева сыграть их в Мариинском театре.

— Насколько фигура Рахманинова, на ваш взгляд, ключевая в истории мировой и русской культуры?

— Трудно сказать. Но я хотел бы отметить, что его композиторское нутро оставалось здесь, в России, несмотря на то что он уехал в Америку, где прославился на весь мир как пианист. Русская духовная музыка продолжала быть для него источником вдохновения.

— Позволю себе наивный вопрос: как помнить столько разной музыки?

— Главное — предельная концентрация и погруженность в музыку, в ее детали. Чем больше внимания и любви к деталям, тем легче помнить произведение.

— Вы быстро учите музыку?

— Несколько недель учу текст, затем продолжается работа по более глубокому освоению материала. Над новыми программами работаю в основном летом.

— Как выдерживаете напряженный концертный график?

— Даже если есть пять минут, стараюсь медитировать, чтобы восстановить энергию. Мой папа увлекается китайской гимнастикой цигун. Я же пробовал разные виды медитации, которая помогает открыть некие каналы, по которым течет энергия, что может пригодиться во время выступления. От концерта к концерту силы из себя бесконечно черпать невозможно — их нужно черпать извне. Особенно это приятно делать на природе. На фестивале в Вербье или Аспене, где я бываю периодически и где потрясающая природа — горы, чистейший воздух, очень хорошо ходить в походы. Я совершаю многочасовые пешие прогулки. Однажды прошел пятьдесят километров.

— Кого вы благодарите за тот путь, который выбрали?

— Родители первыми поверили в меня. Когда мне было восемь лет, мы всей семьей перебрались в Москву, точнее, в Подмосковье, чтобы я смог учиться у Татьяны Абрамовны Зеликман в Гнесинской десятилетке. Для этого мои родители должны были оставить свои работы в Нижнем Новгороде и начать совершенно новую жизнь в новом городе. Это был серьезный шаг, и я за это им очень благодарен. Но, конечно, и педагогам, которые меня учили — Татьяна Зеликман в Москве и Сергей Бабаян в Кливленде.

#концерт #Мариинский театр #музыка #классическая музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6263) от 06.09.2018 под заголовком «В круге Даниила Трифонова».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.