В Зимнем дворце представили изделия испанских мастеров XVI – XIX веков
В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI – XIX веков в собрании Эрмитажа».
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Это выставка-диалог. Сосуды для вина и ароматной воды встретились здесь с нежным кружевом, яркими вышивками. И… достигли взаимопонимания, гармонии. Параллели проведены очень деликатно. Даны лишь намеком. Открывать их для себя — отдельное удовольствие для посетителей. Вот кружево «соль» (от испанского sol — «солнце»). Геометрические и растительные орнаменты заполняют «солнечные» круги паутинкой нитей. Рядом — сервировочное блюдо, украшенное похожим узором.
Вот альморратха (ароматница), оплетенная шелковыми лентами и искусственными цветами. Кураторы специально для выставки воссоздали этот традиционный декор, продев ленты в специальные петли на тулове сосуда. Вот подсвечник в виде шишки пинии. В соседней витрине — фрагмент камки (шелковой ткани с двухсторонним узором). На нем выткана ваза той же формы.
Не вполне понятной породы зверушки из стекла очевидно родственны фантастической живности, населяющей вышитые скатерти и покровы (подношения храмам от прихожан). Стеклянные завитки-налепы на ручках ваз «отражаются» в завитках гривы шитого шелком льва. Да и зубчатый край стилизованных гвоздик на вышивке — вариация на ту же тему.
Впрочем, есть на этой экспозиции и другие истории. В том числе о маленьких мастерских, где создавались несовершенные, но необыкновенно симпатичные сосуды. Зеленоватое дымчатое стекло наполнено мельчайшими пузырьками воздуха (печи не давали нужной температуры, чтобы избавиться от пузырьков). Формы очерчены нечетко (горлышко вазы чуть искривлено, бока несимметричны). Однако именно эта неправильность, рукотворность придает изделиям старых стеклоделов особенное теплое очарование.
Совсем иначе выглядят изделия крупных производств. Например, мануфактуры Ла-Гранха‑де-Сан-Ильдефонсо, основанной в XVIII столетии и существующей до сих пор. Эти сосуды безупречно прозрачны, их тонкие стенки покрыты вязью золотой росписи — изображениями цветков граната, тюльпанов, гирлянд…
Одна из самых любимых форм в Испании — ваза с двумя полукруглыми ручками. На выставке таких несколько. Елена Анисимова, куратор экспозиции, рассказывает, что подобные сосуды легко отыскать и на полотнах испанских живописцев. Так, изображая сцену Благовещения, художники помещали в двуручную вазу лилию — символ непорочности, цветок Девы Марии.
На ручке одного из подобных сосудов закреплено стеклянное кольцо. Так же, как и на всех восьми ручках другого, самого раннего на этой экспозиции (датированного XVI веком). Традиция украшать таким образом вазы сохранялась в Испании на протяжении нескольких сотен лет. Предполагалось, что своим звоном кольца отгоняют злых духов. Согласно другой легенде, каталонское стекло раскалывалось, если его поверхности касалось отравленное питье. А все потому, что при изготовлении использовалась сода, добытая из золы полезного растения по имени солерос (к слову, вполне съедобного, напоминающего по вкусу молодые побеги спаржи или шпината)…
Испанские мастера, работавшие с тканями, чудесных историй не оставили (или, возможно, ими не поделились кураторы). Но старинные техники создания вышивок, кружева, аппликации и сами по себе кажутся волшебством. В одной из витрин рядом с кувшином синего стекла красуется ажурная вышивка с узором из фантастических существ, цветов и стеблей. Она сделана шелковыми и золочеными нитями, создающими эффект свечения. Столь же удивительна двухсторонняя шелковая гладь на льняных покровах, ее поверхность сияет в лучах подсветки подобно драгоценным камням. А вот фрагмент скатерти, шитой черным шелком, наоборот, поражает матовой бархатистостью рисунка — здесь использованы крученые нити.
Богатством красок и фактур радует взгляд аппликация — на основу из ткани наложены прихотливые узоры, стилизованные цветы. Сверху они украшены «кожаными блестками» — искристыми кружками «золоченой кожи». Как объясняет одна из кураторов Татьяна Косоурова, на самом деле золото здесь ни при чем. На кожу наложена тончайшая серебряная фольга, покрытая специальным лаком.
На выставке немногим более шести десятков предметов, и, значит, есть возможность уделить внимание каждому.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком «Блеск стекла и шелест ткани».
Комментарии