В Зимнем дворце открылась выставка мелкой пластики ар-деко
В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова» – элегантная, стильная, неожиданная даже для специалистов.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Стиль ар-деко зародился и расцвел между двумя мировыми войнами – Первой и Второй. Это было яркое время, созвучное «эпохе джаза», описанной в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». «Слово «джаз», которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта», – пишет Фицджеральд.
Статуэтки из бронзы и слоновой кости, представленные на выставке в Эрмитаже, вполне могли бы украшать роскошную виллу Джея Гэтсби. В них отразились и «испепеляющая жажда жить», и тревожное «ощущение распада былого миропорядка», «распавшейся связи времен». Это пронзительное сочетание легкомыслия с ожиданием трагедии, высокомерной иронии с тайным страхом придает домашним, камерным безделушкам особенно сильную притягательность.
Они вызывающе хороши, остро эффектны, предельно театральны. Самые характерные сюжеты – «Танец Арлекина» и «Русский танец», «Восточная танцовщица» и «Балерина», «Нубийский танец» и «Танец на слонах»... Есть даже «Анна Павлова и Хьюберт Стовитц в сцене из балета Поля Дюка «Пери» (творение Мадлен де Лиэ де Белло). И это не случайность. Известно, что огромное влияние на формирование стиля ар-деко оказали «Русские сезоны» Дягилева – декорации и костюмы знаменитых балетов, их яркость и экзотика. Мир театра, мир карнавала стал одним из главных источников вдохновения для создателей мелкой пластики той эпохи.
Кроме персонажей, сошедших со сцены, в витринах имеются спортивные юные девы (с веслом, теннисной ракеткой и без оных), грациозные животные (на поводке и просто так) и даже рыцарь-крестоносец. Впрочем, и они больше похожи на героев театральных постановок, чем на реальных людей (зверей). Все в них заострено, подчеркнуто, высвечено огнями воображаемых софитов.
Сама техника, в которой выполнены статуэтки прекрасных дам, гибких танцовщиц, охотников и дичи, эффектна необыкновенно. Это сочетание бронзы, покрытой цветной, полихромной патиной, и слоновой кости (для лиц, рук и других обнаженных частей тела). Завершают композиции постаменты из цветного камня, которые тоже продуманы до мелочей, их можно рассматривать с отдельным удовольствием.
Важно помнить, что интерес к мелкой пластике ар-деко возник в нашей стране меньше полувека назад. В музеях ее почти нет, изучена она очень мало. Коллекции Сергея Морозова и Евгения Герасимова приятны и полезны сегодня не только самим собирателям, но и профессиональным историкам искусства.
Открывая выставку, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов поблагодарил коллекционеров, по инициативе которых была организована эта экспозиция, одна из первых, представляющих хорошо забытое, осужденное критиками советского времени искусство.
В Синей спальне показано 56 статуэток и скульптурных групп – работы лучших европейских представителей стиля ар-деко (Деметра Чипаруса, Фердинанда Прайса Пьера Ле Фагуэ, Марселя Бурена, Клэр Жанны Роберты Колине, Александра Келети), а также мастеров, о которых пока почти ничего не известно. Это своего рода точка отсчета – начало нового этапа в изучении и понимании стиля ар-деко, декоративного искусства, на короткое время покорившего мир, быстро отступившего в тень, странно созвучного нашему тревожному времени.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Мелкая пластика ар-деко. Точка отсчета».
Комментарии