В Зимнем дворце открылась выставка мелкой пластики ар-деко

В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова» – элегантная, стильная, неожиданная даже для специалистов.

В Зимнем дворце открылась выставка мелкой пластики ар-деко | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Стиль ар-деко зародился и расцвел между двумя мировыми войнами – Первой и Второй. Это было яркое время, созвучное «эпохе джаза», описанной в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». «Слово «джаз», которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта», – пишет Фицджеральд.

Статуэтки из бронзы и слоновой кости, представленные на выставке в Эрмитаже, вполне могли бы украшать роскошную виллу Джея Гэтсби. В них отразились и «испепеляющая жажда жить», и тревожное «ощущение распада былого миропорядка», «распавшейся связи времен». Это пронзительное сочетание легкомыслия с ожиданием трагедии, высокомерной иронии с тайным страхом придает домашним, камерным безделушкам особенно сильную притягательность.

Они вызывающе хороши, остро эффектны, предельно театральны. Самые характерные сюжеты – «Танец Арлекина» и «Русский танец», «Восточная танцовщица» и «Балерина», «Нубийский танец» и «Танец на слонах»... Есть даже «Анна Павлова и Хьюберт Стовитц в сцене из балета Поля Дюка «Пери» (творение Мадлен де Лиэ де Белло). И это не случайность. Известно, что огромное влияние на формирование стиля ар-деко оказали «Русские сезоны» Дягилева – декорации и костюмы знаменитых балетов, их яркость и экзотика. Мир театра, мир карнавала стал одним из главных источников вдохновения для создателей мелкой пластики той эпохи.

Кроме персонажей, сошедших со сцены, в витринах имеются спортивные юные девы (с веслом, теннисной ракеткой и без оных), грациозные животные (на поводке и просто так) и даже рыцарь-крестоносец. Впрочем, и они больше похожи на героев театральных постановок, чем на реальных людей (зверей). Все в них заострено, подчеркнуто, высвечено огнями воображаемых софитов.

Сама техника, в которой выполнены статуэтки прекрасных дам, гибких танцовщиц, охотников и дичи, эффектна необыкновенно. Это сочетание бронзы, покрытой цветной, полихромной патиной, и слоновой кости (для лиц, рук и других обнаженных частей тела). Завершают композиции постаменты из цветного камня, которые тоже продуманы до мелочей, их можно рассматривать с отдельным удовольствием.

Важно помнить, что интерес к мелкой пластике ар-деко возник в нашей стране меньше полувека назад. В музеях ее почти нет, изучена она очень мало. Коллекции Сергея Морозова и Евгения Герасимова приятны и полезны сегодня не только самим собирателям, но и профессиональным историкам искусства.

Открывая выставку, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов поблагодарил коллекционеров, по инициативе которых была организована эта экспозиция, одна из первых, представляющих хорошо забытое, осужденное критиками советского времени искусство.

В Синей спальне показано 56 статуэток и скульптурных групп – работы лучших европейских представителей стиля ар-деко (Деметра Чипаруса, Фердинанда Прайса Пьера Ле Фагуэ, Марселя Бурена, Клэр Жанны Роберты Колине, Александра Келети), а также мастеров, о которых пока почти ничего не известно. Это своего рода точка отсчета – начало нового этапа в изучении и понимании стиля ар-деко, декоративного искусства, на короткое время покорившего мир, быстро отступившего в тень, странно созвучного нашему тревожному времени.

#выставка #арт-деко #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Мелкая пластика ар-деко. Точка отсчета».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?