В «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов конкурса «Арлекин»

В театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов конкурса российской национальной театральной премии «Арлекин» 2023 года. «Лучшим спектаклем» жюри признало «Эмгээ» («Бабушка») режиссера Сойжин Жамбаловой из Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева (Улан-Удэ). «Лучшую работу режиссера» эксперты разглядели в спектакле «Книга всех вещей», поставленном Артемом Устиновым в Томском ТЮЗе.

В «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов конкурса «Арлекин» | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Тема встреч юных героев, внуков и внучек с дедушками стала одним из лейтмотивов фестивальных спектаклей этого года. «Бабушка» из Улан-Удэ до петербургской сцены не долетела в силу прежде всего финансовых сложностей, поэтому члены жюри выезжали смотреть ее в столицу Бурятии. История о встречах внучки с бабушкой преобразована командой постановщиков в фантазийное поле смыслов и образов. Там двери из реальнос­ти видимого мира открывались в мир грез наяву, где звери запросто говорят с людьми и представители флоры вступают в диалоги о важном, вызывая на разговоры и духов, без которых непредставим бурятский фольк­лор. Художник-постановщик этого спектакля Натали-Кейт Пангилинан получила статуэтку за «Лучшую работу художника-постановщика».

Не добрался до Петербурга еще один дивной красоты спектакль-мистерия — «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» в постановке Романа Феодори из Екатеринбургского ТЮЗа. Художник-постановщик (сценография и костюмы) Даниил Ахмедов, получивший «Арлекина» за «Лучшую работу художника по костюмам», создал пленяющее волшебством пространство сновидений. За хореографический пласт в спектак­ле отвечала Татьяна Баганова, худрук Екатеринбургского театра провинциальных танцев («Лучшая работа хореографа»). Ее имя известно всем, кто интересуется сов­ременным танцем.

За «Лучшую работу художника по свету» отметили Никиту Шакарова, наделившего свет важной драматургической ролью в спектакле «Поход в Угри-Ла-Брек» Красноярского ТЮЗа. В этой постановке брат с сестрой — Хорек и Муравейка — отправляются на поиски исчезнувшего дедушки и узнают о том, что он находится уже по ту сторону берега Жизни. Для того чтобы зрители ощутили всю отдаленность этого другого мира, куда отправляются все дедушки с бабушками и откуда они обычно не возвращаются, постановщики использовали пустой длинный зрительный зал театра «На Литейном», усадив публику амфитеатром на сцене. В спектак­ле «Беглецы» в постановке Екатерины Корабельник по Ульфу Старку внучок спасал дедушку от больничного одиночества, примиряя с уходящей жизнью. Спектакль был показан в Молодежном театре на Фонтанке артистами Театра Романа Виктюка.

Балет «Алиса» Музыкального теат­ра Республики Карелия, который жюри тоже пришлось смот­реть на его родине в Петрозаводске, получил сразу три награды: Ефрем Подгайц — за «Лучшую работу композитора», Анатолий Рыбалко — за «Лучшую работу дирижера» и хореограф-постановщик Кирилл Симонов — «За создание оригинального балетного спектак­ля». В этом современном балете, покорившем виртуозной простотой пластических решений, Алиса попадает в иной мир, сидя в вагоне метро, где «упадает» в сон. Партитура Ефрема Подгайца вновь напомнила о проблеме сочинения новых высокохудожественных партитур для детей и юношества. Эксперты отсмотрели видеозаписи более 180 спектаклей из разных регионов страны. К сожалению, значительная часть театральной продукции для детей и подростков в минувшем сезоне отличалась примитивными музыкальными решениями, способными испортить вкус в самом восприимчивом возрасте.

«Камыр-батыр» («Богатырь из теста»), поставленный Марфой Горвиц в оформлении Марии Лукка в Казанском ТЮЗе им. Г. Кариева по татарской народной сказке, получил специальную премию жюри «Эксперимент». В нем природные стихии — Быстрый, Ветер, Мороз, Меткий — были поданы как очаровательные фрики, данные в услужение неуклюжему богатырю из теста. Этот уморительный спектакль-путешествие подарил зрителям надежду на то, что доб­ро по всем вселенским законам должно победить зло.

Важность миссии «Арлекина», его кредо заключается в том, чтобы отыскивать спектакли, способные формировать мыслящее поколение. Такой театр для детей в последнюю очередь развлекательный. Спектакли, которым и эксперты, и члены жюри отдавали свои голоса, как правило, не дают готовых ответов, но предлагают множество вопросов, с которыми зритель уходит из театра, продолжая думать, чувствовать, искать ответы.

#театр #награждение #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7412) от 11.05.2023 под заголовком ««Арлекин» задает вопросы».


Комментарии