В залах Союза художников IFA открылась выставка «Непарадное»

В залах Союза художников IFA (Невский проспект, 60) открылась выставка «Непарадное». По сути, это коллективный вопрос 28 авторов, есть ли будущее у бумажных изданий.

В залах Союза художников IFA открылась выставка «Непарадное» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Куратор проекта Инна Гринчель старается избегать пафоса. Книги продолжают печататься. И немалыми общими тиражами. Поэтому своеобразным эпиграфом к выставке стали две работы. Объект Ольги Флоренской называется «Отходы производства в процессе работы над иллюстрациями к сборнику «Дом». На разлинованном листе имена авторов – Евгений Водолазкин, Вера Полозкова, Леонид Парфенов и т. д. Напротив каждого – галочки, восклицательные знаки и другие ведомые только художнику пометки. Но картинка завораживает, как свидетель живого процесса. Александр Флоренский показывает эскизы к книге «Некоторые картины Венецианской школы живописи». Фантазии на темы картин Каналетто, Гварди, Тициана, Джорджоне и других знаменитых мастеров образуют готовый макет. Даже обложка на месте, на ней внизу помечено – «Издательство». Но какое?

Основной раздел выставки посвящен рукописному самиздату, в том числе рисованным книгам Тимура Новикова и его соратников по Новой академии изящных искусств, выходившим в 1990 – 2010-е годы под общим названием «книжное рукоприкладство». 

На другом полюсе – вечная «Книга самурая» Вадима Григорьева-Башуна, созданная из оцинкованного железа и переплетенная стальным тросом. На двух листах приведены изречения о развитии сознания и безупречности человека, уходящего от суеты.

Постепенно куратор усиливает драматичность ситуации. Аполинария Мишина наносит каллиграфический узор славянской вязью на ствол дерева, пытаясь сохранить текст. Владимир Михайлуца реинкарнирует журнал давно вышедшей из моды одежды, раскрашивая фотографии. Ирина Яблочкина бережно хранит 20 листов ручного литья формата А4 для несбывшейся книги.

Но, как поется в песне Булата Окуджавы, «былое нельзя воротить». Объект Катерины Муравьевой «Первоисточник» представляет собой «глухой» белый книжный блок, на который наклеен QR-код. Дмитрий Бабенко рисует штампы вымышленных библиотек. Один из них – «Судовая библиотека яхты «Современность» с портретом человека, похожего на Пушкина. Автор предлагает зрителям придумывать свои штампы и присылать ему.

Ироничные объекты Гринчель «Лакомые кусочки» из серии «Книжная кухня» представляют собой противни, на которых готовы отправиться в печь некогда популярные книги вроде «Сержанта милиции» Ивана Лазутина. Объекты Юрия Штапакова из обожженных книг носят общее название «Преступление и наказание». Финальная инсталляция Ирины Ампилоговой – «Заброшенные библиотеки. 20 картинок из Интернета». Под снимками разбросаны книги: от потрепанных советских путеводителей по Ленинграду до свежего детектива в мягкой обложке, явно читанного не более одного раза.

#выставка #книги #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6820) от 04.12.2020 под заголовком «Книги отправятся в печку?».


Комментарии