В ТЮЗе проходит Международный театральный фестиваль
С 24 мая по 1 июня 2023 года в Санкт-Петербургском ТЮЗе проходит XXIV Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева. В афише спектакли из Сербии, Ирака, Ирана, Армении, Казахстана, Белоруссии. Всего в программе 26 спектаклей. Это самая насыщенная и обширная афиша за всю историю фестиваля, начавшуюся с 2000 года. Как уже знают наши постоянные читатели, в апреле приступила к обязанностям главный режиссер ТЮЗа Сусанна ЦИРЮК. Она в 1989 году окончила Консерваторию им. Римского-Корсакова в Ленинграде (факультет «Режиссура музыкального театра»). Была главным режиссером в Ростовском музыкальном театре и главным приглашенным режиссером в Белорусском театре музыкальной комедии. Работала режиссером-ассистентом с Андроном Кончаловским («Война и мир», Мариинский театр), Максимилианом Шеллом («Лоэнгрин», Лос-Анджелес), Петером Муссбахом («Катерина Измайлова», Зальцбург). Написала тексты для хитов к мюзиклам: Belle, «Жить», «Пой мне, Эсмеральда» (Notre Dame de Paris), «Короли ночной Вероны», «Любить» («Ромео и Джульетта»). В ТЮЗе поставила мюзикл «Алые паруса». Лауреат премии «Золотая маска». Сейчас Сусанна вникает в дела Театра юных зрителей, совмещая это с постановкой «Бесприданницы» в «Балтийском доме».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Сусанна, в чем особенность нынешнего тюзовского фестиваля?
— Он отличается невероятно интересной, плотной афишей, спектакли будут идти на трех сценах Театра юных зрителей и на других площадках города. Думаю, что и публике, и профессионалам будет очень непросто сделать выбор из такой насыщенной программы. Но тем интереснее.
Эта машина, этот паровоз уже находился в пути до меня, все, что смогу, это как можно больше успеть посмотреть, узнать новые режиссерские имена. Хотя большую часть режиссеров, которые приедут на фестиваль, я знаю и отношусь к ним с большим уважением и любовью.
С нетерпением жду «Горе от ума» режиссера Олега Рыбкина, с которым мы дружим с давних пор. Рада снова встретить Тимура Кулова, который недавно так интересно поставил в ТЮЗе гоголевский «Нос», тоже включенный в афишу фестиваля. Кроме того, в программе еще два спектакля Тимура — «Дервиш», поставленный в Буинском драмтеатре, и «Лютый» Мухтара Ауэзова, осуществленный на сцене Акмолинска. Обязательно посмотрю «Питера Пэна» Алексея Франдетти, много слышала об этой постановке в московском театре РОСТА с Нонной Гришаевой в одной из ролей.
— С какой постановки вы хотите начать как главный режиссер ТЮЗа?
— Я считаю, что сейчас прежде всего нужно пригласить хороших режиссеров, учтя интересы всех возрастных категорий труппы, а потом уже конкретизировать собственное название. У меня есть несколько вариантов, но нужно исходить из контекста и предложений приглашенных режиссеров. Безусловно, в 2024 году у меня будет спектакль на Большой сцене.
— Он будет музыкальный?
— Нет, не мюзикл. Недавно была такая большая шикарная премьера «Обыкновенного чуда» Франдетти, поэтому я думаю, что с чистым жанром мюзикла можно взять паузу на сезон. Труппа ТЮЗа абсолютно синтетическая, готовая к любому жанру, и вообще музыка — одна из необходимых составляющих любого спектакля.
— Мюзикл в драматическом и музыкальном театре — это разные жанры?
— Разница в способе существования. Я люблю спектакли, в которых поют драматические артисты, их пение становится естественным, осмысленным продолжением монолога или диалога.
Есть музыкальная комедия, даже музыкальная драма, а есть мюзикл — особый жанр, у него совершенно определенные критерии. Первый такой глобальный русский мюзикл — это все‑таки «Норд-Ост», который был построен по законам мирового мюзикла, но с русскими авторами, хорошей драматургией. Есть определенные законы жанра, то бишь конструкция, а дальше — простор для фантазии.
— Вы сами ходили в наш ТЮЗ в детстве?
— У меня с ним давняя любовь. Я сама ходила сюда в детстве, потом водила в ТЮЗ своего маленького ребенка, в подростковом возрасте он уже сам ходил сюда на спектакли…
Был курьезный случай, Митя самостоятельно пошел на «Грозу» в постановке Михаила Бычкова, а в том спектакле действие происходило в шахте, а Катерина была — комсомолка в косынке. И Митя, поскольку пьесу Островского не читал, то сочинение написал на основе спектакля Бычкова. Был очень возмущен, когда ему поставили двойку. Позже я объяснила: если идешь смотреть авторский спектакль, то неплохо бы знать литературный оригинал.
— «Бесприданница» в «Балтийском доме» — это ваш выбор?
— Это не мюзикл… Не смейтесь, есть два мюзикла разных авторов по этой пьесе, они вовсю ставятся в России. У нас было совместное решение с театром, конечно, связанное с Годом Островского. «Бесприданница» — самая популярная его пьеса.
— И есть возможность сказать в ней что‑то новое?
— Мне кажется, да. Привлекает, что это абсолютно вневременная история. История безответной, несчастной любви срока годности не имеет.
Сейчас талантливый режиссер Уланбек Баялиев ставит в ТЮЗе «Лес», где, казалось бы, устарел маршрут артистов из Вологды в Керчь. Нынче артисты бегают в телесериалы. Но Островский писал о театре, и это всегда актуально, это все про нас, ну чуть изменились предлагаемые обстоятельства. Я очень жду этой премьеры и уверена, что она станет ярким событием в жизни нашего театра.
— У вас огромное количество постановок, либретто, хитов… «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой» — это ведь ваш текст. Ваш график действительно плотный.
— Я считаю, что это меня держит в тонусе. Мне кажется, чем больше ты занят, тем лучше организуешь свое время и тем больше ценишь моменты отдыха. Главное — найти время для общения с семьей, для какого‑то человеческого образа жизни. Конечно, эта гонка иногда утомительна, но я привыкла так жить, это меня стимулирует.
— Вы ведь из творческой семьи?
— Папа поначалу учился в петербургской Консерватории как виолончелист, играл в оркестре Мравинского, но мечтал стать дирижером. Позже окончил дирижерский факультет, и ему предложили возглавить только что созданный Минский камерный оркестр. Мы всей семьей туда уехали. А учиться в Консерватории я вернулась в Петербург. Мама вернулась раньше и потом всю жизнь проработала концертмейстером в театре «Санкт-Петербург-опера».
Мой сын, Дмитрий Нилов, мечтал быть актером, а все равно стал музыкантом. Получил блестящее образование, выиграл ряд международных конкурсов для музыкантов всех специальностей. Ожидался концерт в «Карнеги-холле», но началась пандемия. Он вернулся, сейчас живет в Москве, мы оба считаем, что шесть лет такого образования, таких побед не прошли даром. Он — прекрасный музыкант, сейчас в порядке, гастролирует, начал дирижировать, вести мастер-классы. В общем, нашел свою нишу.
— Он общается с отцом, киноартистом Алексеем Ниловым — знаменитым капитаном Лариным, ныне перешедшим на амплуа злодеев?
— Типаж сменился, что поделаешь — возраст. Да, мы все общаемся, у нас прекрасные отношения. Я уже 13 лет счастливо замужем, мужа тоже зовут Алексей. Митин папа, Алексей Нилов, пришел к нам в загс, принес 99 роз и сказал моему мужу: «Леха, отдаю тебя в хорошие руки». Мы с ним мирно разошлись. Часто бывает, что у юношеской любви заканчивается срок годности. У меня самые лучшие воспоминания, мы дружим всю жизнь.
— Режиссер — профессия женская?
— Да никакая она не женская. Пусть меня обвинят в сексизме, как это называется на Западе. Я говорила уже — это как с пловом: если мужчина умеет готовить, то он все равно приготовит плов лучше, чем женщина. Поэтому я нисколько не обольщаюсь на этот счет, но, с другой стороны, и не комплексую, потому что, если говорить глобально, режиссура — она или есть, или нет. Или это авторский спектакль, или это в лучшем случае набор ярких актерских работ. Наверное, бывают закомплексованные женщины-режиссеры, но я просто на эту тему не раздумываю.
— В одном хорошем спектакле актер шекспировского театра говорит, обращаясь к залу: «Театр не может ничего. Театр не может накормить. Театр не может обогреть. Театр не может защитить человека». Что же может театр?
— Театр может помочь человеку стать глубже, интереснее, испытать те эмоции, которые, возможно, не доведется испытать в реальной жизни.
Подготовила Татьяна Коростелева
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7422) от 25.05.2023 под заголовком «Что может театр?».
Комментарии