В «Царском Селе» кладут паркет времен Екатерины II
В Лионском зале Екатерининского дворца музея-заповедника «Царское Село» реставраторы устанавливают подлинный, созданный при Екатерине II, паркет.
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»
Во время Великой Отечественной войны оккупанты вывезли паркет в Берлин. В 1947 году он был обнаружен в элеваторах порта, тогда же вернулся в Пушкин и поступил в Центральное хранилище музейных фондов.
Уникальный паркет – единственная сохранившаяся и не затронутая существенными переделками часть убранства Лионского зала. Он был изготовлен в 1782 – 1784 годах в Петербурге по проекту Чарлза Камерона в мастерской Иоганна Кимеля. В контракте на работы указывалось, что мастеру надлежит сделать «из разных заморских 12 сортов дерев квадратных же 25 сажен, вставя в них в назначенных на рисунке местах жемчужных раковин, или перламутр, ценою по 425 рублей за каждую квадратную сажень, а за все – 10 625 рублей». Современные реставраторы называют восемь пород дерева: красное и розовое, амарант, палисандр, пальма, орех, клен, береза.
Паркет геометрического характера с симметричным рисунком из цветного дерева с перламутровыми вставками набран из щитов. Его цветовое решение строилось на противопоставлении более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов (украшенных розетками, орнаментальными лентами и венками) темным массивным шестигранным элементам. Объединяли щиты узкие полосы с узором из растительного орнамента.
Камерону для паркета Лионского зала под расписку выдали пятьсот австралийских раковин «под разными номерами и литерами», которые были «сортированы академии профессорами и тем означены, что оне весьма дорогие и редкие». Первоначально зодчий императрицы планировал использовать перламутр только в орнаментах более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов паркета. Однако позднее по требованию Екатерины II был вынужден дополнить темные шестигранные щиты крупными инкрустациями из перламутровых раковин.
На современников императрицы полы производили большое впечатление. Фрейлина Варвара Головина вспоминала: «...а пол паркетный, наполовину из красного дерева, наполовину из перламутра».
Чтобы паркет не выгорал на солнце, в XVIII веке были сшиты четыре суконных покрывала на плотной подкладке – ими закрывали пол во время отсутствия императорской фамилии в царскосельской резиденции. После появления здесь в начале 1860-х годов тяжелых бронзовых предметов с лазуритовой отделкой для защиты паркета был приобретен ковер на всю площадь Лионской гостиной.
После революции паркет обследовала комиссия Временного правительства по передаче имущества Царскосельского дворцового управления. Она отметила, что паркет пересох, пролежав больше полувека под коврами и «двухрядным» сукном, которое не менялось все это время. Он нуждался в реставрации. Кроме того, сквозь сукно и ковер к полу были прибиты ширмы, находившиеся в зале.
С августа по декабрь 1918 года паркетная фабрика «Леров и Арендт» укрепляла полы Екатерининского дворца, в том числе и паркет Лионского покоя, предотвратив выпадение «замечательных пород разноцветных дерев и перламутра...». В начале 1970-х несколько щитов отреставрировали. Их экспонировали в Лионском зале до начала воссоздания его декоративной отделки.
После завершения финального этапа реставрационных работ, которые выполняют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, паркет занимает свое историческое место в одном из самых нарядных дворцовых залов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «Из дюжины «сортов дерев...»».
Комментарии