В «Царское Село» вернулись раритеты XIX — начала XX века

В ГМЗ «Царское Село» вернулись раритеты XIX — начала XX века, имеющие отношение к Царскосельской императорской резиденции. 75 предметов из знаменитых Корбиевского и Рафаэлевского сервизов получены музеем в дар.

В «Царское Село» вернулись раритеты XIX — начала XX века | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Для нас был большой праздник, когда прибыли эти ящики, — рассказывает заместитель директора музея Ираида Ботт. — Праздник потому, что мы знали, какие вещи приехали: они наши, вернулись в эти стены. Мы работаем, чтобы находить утраченные вещи, иногда находим, но не всегда удается вернуть.

Документ о передаче дара музею подписали директор «Царского Села» Ольга Таратынова и Михаил Карисалов. Это имя известно в музейных кругах. Дары из коллекции с давними петербургскими корнями получали Эрмитаж, музеи-заповедники «Павловск», «Петергоф».

Как говорит Карисалов, почти все, что было в семейной коллекции с маркировкой музеев, в музеи вернулось. В поиске других предметов он прибегает к помощи искусствоведов и дилерского сообщества. Интерес к работе с музеями у собирателя возник почти 20 лет назад, он связан прежде всего с «Царским Селом». Карисалов — член Клуба друзей музея, благодаря ему музейное собрание пополнилось редчайшими предметами русского искусства, многие из которых входили в историческую коллекцию Царского Села.

На этот раз в музей поступили вещи из Корбиевского сервиза, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе во время правления Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Этот сервиз, в живописном декоре которого использованы виноградные листья, грозди и золотые побеги, а также не повторяющиеся ни на одном предмете цветочные композиции, можно считать самым любимым у венценосной семьи. Он прослужил в Царском Селе почти сто лет.

По словам Ираиды Ботт, долгое время история сервиза был загадкой для исследователей. Императорский фарфор было принято заказывать на фабриках. А этот сервиз был приобретен во французском «Магазине Корбье» на Невском проспекте у Полицейского моста, что и обусловило его название. Некоторые исследователи считали, что парадный ансамбль был исполнен на французском заводе. Но, как отмечали современники, далеко не все товары, продававшиеся в модных магазинах на Невском проспекте, были иностранного происхождения.

Ответ на вопросы могут дать предметы, которые передал музею Карисалов. Это посудные формы, выполненные предположительно в Великобритании на заводе Коулпорта в начале XIX века. Эксперты предполагают, что именно они могли служить прообразами первоначального ансамбля, по образцам которого на Императорском фарфоровом заводе изготовлялись с 1830‑х годов и до начала ХХ века предметы знаменитого сервиза и дополнения к нему.

Собрание музея-заповедника пополнили и две тарелки из Рафаэлевского сервиза, самого значительного парадного ансамбля конца XIX — начала ХХ века. Его создавали на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, а завершили ее 20 лет спустя, в царствование Николая II. Ежегодно новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля, состоящими из арабесок, лиственных гирлянд и изображений мифологических персонажей.

Судьба распорядилась так, что этот комплект никогда не был в царскосельской летней резиденции. В 1903 году сервиз на 50 персон сдали на хранение в сервизные кладовые императорских дворцов и дворцового управления. Спустя год его передали в Аничков дворец в распоряжение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.


#Царское Село #раритет #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7146) от 08.04.2022 под заголовком «Посуда для царской трапезы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?