В театре «Зазеркалье» сыграли премьеру «Свадьбы Фигаро»

Задорная премьера оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта в театре «Зазеркалье» в конце сложного минувшего года посеяла надежду на перемены к лучшему в году наступившем. Режиссер постановки Александр Петров перенес события комедии Бомарше в наше время.

В театре «Зазеркалье» сыграли премьеру «Свадьбы Фигаро» | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

«Свадьба Фигаро», по всем параметрам соответствующая игровой философии «Зазеркалья», давно просилась в репертуар этого театра. Здесь появился даже виртуозный Россини – «Золушка», «Итальянка в Алжире» и «Газета», а к такой хрестоматии, как история свадьбы графского камердинера с горничной графини, главный режиссер Александр Петров подступать не решался. Правда, ему уже удалось реализовать ее в Мариинском театре, в Концертном зале которого в 2009 году эта опера была удачно поставлена. Но при всех притягательности, стильности и киноаллюзиях того спектакля было ощущение, что режиссер высказал на заданную тему далеко не все, что ему хотелось бы. Премьера в «Зазеркалье» показала то, что не высказалось в Мариинском. Неудивительно, ведь «Зазеркалье» – дом родной, где можно свободно говорить о том, что назрело.

На знаменитой увертюре к «Свадьбе Фигаро», давно превратившейся в дежурный номер многих филармонических и оперных концертов, хореограф Ирина Новик дала понять, что опера эта в наше время не должна скрывать своего генетического родства с мюзиклом. Новик изрядно насытила ее танцевальным дефиле слуг и служанок в садово-огородной корпорации Fiori di Almaviva («Цветы Альмавивы»). Перед взором зрителя оказалось цветастое пространство, кому-то напомнившее дизайн хорошо известной шведской мебельной фирмы, кому-то – модный конструктор по сборке интерьеров. Там хотелось очутиться и жить вместе с героями оперы.

Пленительная блондинка Сюзанна (Надежда Антюфеева) и кудрявый брюнет-обаяшка Фигаро (Игорь Лищишин) сноровисто и суетливо, как заведенные, занимались своей личной жизнью. Пение солистов «Зазеркалья» на итальянском показывало хорошую информированность об исполнительском стиле Моцарта. Броские костюмы Сюзанны выдавали в ней королеву среди горничных, а невысокий рост, предприимчивость и галантные манеры Фигаро – графа нового поколения. Сам же Граф Альмавива, хозяин угодий, законодатель мод и грубоватых манер, остывший к жене и пожелавший новых удовольствий, властно ворвался в подчиненный ему мир. Дебютант зазеркальной сцены баритон Александр Гонца захватил слушателей в сладкий плен своего тембра, не отпуская до последних тактов оперы. Под стать ему оказалась и Графиня в исполнении Ольги Георгиевой, которая напомнила в этой партии знаменитую немецкую сопрано Доротею Рёшман, а вместе с ней и спектакль Зальцбургского фестиваля, поставленный там в 2006 году к 250-летию Моцарта.

Александр Петров выстроил свою драматургию на основе тонкой психологической проработки каждого характера. В «Свадьбе Фигаро» Моцарт не прекращал действие и в музыкальных номерах, не говоря уже о концентрации событийных цепочек в традиционных речитативах secco («сухих» – с итальянского, то есть под скромный аккомпанемент клавесина). Режиссер не упускал из внимания ни одного слова либретто, улавливая даже намеки, чтобы не пропустить ни одной черточки в прорисовке сольных и ансамблевых портретов персонажей. В выходной арии Графини Porgi Amor он показал гамму чувств несчастной женщины, потерявшей расположение супруга, а вместе с ним – самообладание и контроль над собой, что с нескрываемым удовольствием сыграла Ольга Георгиева. Отчаянно и азартно кинулась в образ пажа Керубино меццо-сопрано Анна Евтушенко, виртуозно загримированная под современного подростка с выбритыми висками. Она бесстрашно копировала пацанское поведение, а в одной из своих арий при воспоминании о Графине и вовсе сладострастно разыграла по заданию режиссера «маленькую смерть».

Натурализм положений здесь ничуть не перечил эротической напряженности, присущей этой опере, как, впрочем, и остальным двум операм трилогии Моцарта – да Понте – «Так поступают все» и «Дон Жуан». Неожиданно сильный акцент режиссер поставил на образе Дона Базилио, сделав его «хвостом» Графа и наделив чертами нетрадиционного «сословия». Для воплощения этого амплуа в «Зазеркалье» нашелся бравый тенор Павел Сопов, создавший образ героя убедительно и уморительно, претендуя на номинацию «Лучшая роль второго плана».

Моцартианец Павел Бубельников за дирижерским пультом без лишней суеты, с легким, едва заметным налетом меланхолии, призванной оттянуть время финала, драматически очень осмысленно рассказал нам о том, как важно любить и быть любимым.

#опера #премьера #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (6840) от 12.01.2021 под заголовком «Любить и быть любимым!».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?