В Театре у Нарвских ворот сыграли «Каштанку»

В Театре у Нарвских ворот состоялась премьера спектакля «Каштанка» по рассказам А. П. Чехова.

В Театре у Нарвских ворот сыграли «Каштанку» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Режиссер-постановщик Ринат Кияков уверен, что Антон Чехов создал историю о грандиозном провале, о стратегическом жизненном поражении. Это когда животное начало, инстинкты, на которые уповают столько людей, проигрывают вчистую настоящей доминанте нормальной жизни – рассудку, разуму, здравому смыслу, как ни назови.

«Жизнь подкидывает человеку не только проблемы и разочарования, но и шансы. Их надо уметь рассмотреть. И правильно на них отреагировать. У Каштанки была возможность изменить жизнь к лучшему. Но вместо лучшего она выбрала привычное. И в этом смысле чеховскую историю мы понимаем как притчу о человеческом рабстве, о вечной привязанности к пресловутой зоне комфорта. Именно об этом мы и хотели рассказать нашим зрителям в возрасте от шести лет», – говорит Ринат Кияков.

Для своего рассказа постановщик выбрал сплошь яркие стилистические краски. В 56-минутной истории жанры и форматы фонтанируют безудержно, и на это с замиранием сердца будет реагировать и первоклассник, и насмотренный театрал. Вальяжный мюзикл сменяет галопирующее танцевальное шоу, кукольная мистерия плавно превращается в поп-концерт. Гротеск циркового парада-алле естественно уживается с зонгом на стихотворение Николая Гумилева «Жираф». Балетная пародия «дружит» с пантомимой и масками древнегреческого театра. Это буйство отсылок и коннотаций хитроумно упорядочено, плотно стянуто в узел реплик и мизансцен, придуманных петербургским драматургом Асей Волошиной.

Новая работа щедра на узнаваемые петербургские реалии. Костюмы и декорации (Анастасия Копылова) элегантны и выдержаны в строгих неярких тонах. Выпивоха Старый Хозяин (Антон Хатеев) бросает в Каштанку пустыми бутылками, которые та выстраивает в подобие колонн на фасаде масштабной модели узнаваемо имперской «першпективы».

Если с режиссерской трактовкой сюжета можно спорить и предлагать свои варианты «о чем это кино», то в основном вопросе детского театра и детской драматургии мы видим безусловную победу. Проблема как не свихнуться от скуки взрослым зрителям, что оказались в выходной день на театральном утреннике для шестилеток, решена изящно, просто и с обманчивой легкостью.

В спектакле есть свой детский «горизонт». В нем весело и брутально бабахает цирковая пушка, Гусь (Иннокентий Граб) смешно строит рожи и дудит в жестяной рупор. Здесь Свинья (Людмила Меньшикова) с помощью единственной лексемы «хрю» передает всю палитру чувств, от благости до негодования включительно. Здесь Каштанка с удивлением и радостью впервые в жизни рассматривает деревянные кубики и резиновый мячик. Дети в восторге.

Взрослый «горизонт», и в этом прелесть работы, не отвлекает детей от «рож», но изрядно веселит зрителей, что много старше 17. Кот (Максим Шабалин) оказывается фонограмщиком, только открывающим рот под музыкальный фрагмент из «Богемской рапсодии» группы Queen. За фирменной мягкостью и вкрадчивостью пушистого Ивана Ивановича четко прорисованы свирепая животная мизантропия и агрессивный снобизм, так свойственные миру высокого искусства, пусть даже и циркового. Произносимая на разные лады фраза «Мон ами кошон» (фр. «мой друг – Свинья») – ну как же это тонко и интеллектуально!

Каштанка Анастасии Башкировой, выпускницы Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская Леонида Мозгового), – первая большая роль в ее артистической биографии. Актриса, пришедшая в труппу в декабре 2019 года, справилась с профессиональным вызовом достойно. Многочисленные анимализмы (вой, лай, рычание) легки, игривы и не заслоняют главного. Роль Каштанки настолько сложна и многомерна, что не смогла вместить всей логики ее нелогичного «рефлекторного» существования. Пресловутые белые нитки торчат из оборванной линии любви героини к Новому Хозяину (Павел Москалев). Режиссер так и не смог решить, что делать с этим чувством и как его драматически разрешить. Каштанка убегает в свою ужасную, привычную, ужасно привычную жизнь, даже не обернувшись к цирковым огням, окружающим главного человека ее жизни.

#спектакль #премьера #Чехов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (6800) от 06.11.2020 под заголовком «Дама-собачка».


Комментарии