В Театральной библиотеке представили выставку о Матильде Кшесинской

Порой может показаться, что нынешнее время сыграло с памятью о Матильде Кшесинской злую шутку. Скандальный фильм, многочисленные книги бульварного содержания… Вся эта шелуха, как считают создатели выставки в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, заслонила подлинную Кшесинскую-актрису. Она ушла даже не на второй, а на какой‑то десятый план.

В Театральной библиотеке представили выставку о Матильде Кшесинской | Эскиз костюма Карлотты Брианцы в балете «Калькабрино». После отъезда из России ее партию в этом же костюме исполнила Матильда Кшесинская./Репродукция. ФОТО автора

Эскиз костюма Карлотты Брианцы в балете «Калькабрино». После отъезда из России ее партию в этом же костюме исполнила Матильда Кшесинская./Репродукция. ФОТО автора

В преддверии 150‑летия со дня ее рождения нам показалось важным показать Матильду Кшесинскую как артистку малоизвестных и забытых балетов. И мы представили эскизы к постановкам, которые знакомы главным образом только специалистам, — говорит куратор выставки Ирина Боглачева, заведующая сектором отдела редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов.

Выпущенная из театрального училища в мае 1890 года ведущей артисткой кордебалета, Кшесинская уже в ближайшем сезоне впервые появилась на сцене императорских театров. В том числе в балете «Ненюфарт», созданном Мариусом Петипа. Она была в четверке исполнителей танца незабудок, причем как раз в таком костюме, эскиз которого можно увидеть на выставке. Рядом — фотография Кшесинской именно в этом образе. На снимке — невысокая миловидная девушка, впрочем, не совсем современных «стандартов красоты».

Кшесинская была типичной балериной второй половины XIX века, — поясняет Боглачева. — Они все были невысокие, особенной худобой не отличались, более того, худоба даже считалась недостатком…

Слава Кшесинской росла стремительно. В 1892 году Мариус Петипа после отъезда из России ­итальянской звезды Карлотты Брианцы предложил Кшесинской ее главную партию в балете «Калькабрино». Балерина вспоминала, что ей хотелось выступить не хуже Брианцы и она специально брала уроки у блистательного танцовщика Энрико Чекетти, обладавшего великолепной техникой итальянской хореографии. В результате в балете «Калькабрино» Кшесинская ничуть не уступала Брианце. Они даже были похожи внешне: одинакового роста, брюнетки, черноглазые…

Обращаю внимание, что на афишах Матильда значится как Кшесинская 2‑я.

На сцене блистала и Кшесинская первая — ее старшая сест­ра Юлия, кордебалетная танцовщица. Она раньше Матильды окончила театральное училище. Сестры часто вместе выступали на сцене, и их отец Феликс, тоже танцовщик, нередко появлялся в балетных спектаклях то с одной, то с другой дочерью, — рассказывает Боглачева.

По характеру сестры были разными. Юлия — более скромная и покладистая, Матильда была готова идти наперекор. Среди экспонатов выставки — почтовая открытка с изображением Матильды Кшесинской в том самом балетном костюме, из‑за которого однажды случился громкий скандал.

Дело в том, что дирекция императорских театров весьма строго подходила к тому, в каких костюмах выступали артисты. Пьерина Леньяни, блиставшая на сцене Мариинского театра до Кшесинской, танцевала русский танец в балете «Камарго» в платье, сделанном по образцу костюма Екатерины II, с широкой юбкой с фиж­мами, приподнимавшими подол по бокам. Кшесинскую при ее маленьком росте такой фасон никак не устраивал, кроме того, в костюме с фиж­мами она не смогла бы танцевать так, как ей хотелось. Поэтому она заявила, что не будет надевать фижмы. Директор императорских театров князь Сергей Волконский настаивал на неизменности костюма.

Своевольная Кшесинская по­сту­пила по‑своему и была оштра­фована на 50 рублей. Пользуясь своими связями, она обратилась к великим князьям, и на следующий день Волконский был вынужден вывесить на той же дос­ке объявлений распоряжение об отмене штрафа. А затем подал в отставку… Кстати, уже впоследствии, в парижской эмиграции, он встречался с Кшесинской и даже бывал на уроках ее танцевальной школы. О том давнем эпизоде оба вспоминали с улыбкой.

Матильда знала себе цену. Любопытный экспонат — ее обращение к театральному критику Валериану Светлову, написанное в марте 1908 года из гостиницы в Монте-Карло: «Очень приятно было мне прочесть в газете, что г-жа Павлова — единственная балетная артистка в Европе, обладающая столь сильным драматическим талантом. От души Вас благодарю и искренне Вас жалею». Да, Кшесинская была ­уязвлена и не сдержалась от реплики оскорбленного самолюбия…

В 1904 году она покинула императорскую сцену. С подмостков, конечно, никуда не ушла: продолжала выступать, только уже не как штатная артистка, а как «гастролерша». В одной из витрин — эскиз костюма к балету «Карнавал», в котором Матильда Кшесинская появилась перед публикой 2 февраля 1917 года на сцене Мариинского театра.

Главную мужскую партию в этом балете играл Михаил Фокин, постановщик спектакля, — говорит Боглачева. — У них были непростые творческие отношения, но она с гордостью вспоминала: после окончания спектакля Фокин сказал ей, что она была очень хороша. И потом с грустью признавалась, что это оказалось ее последнее выступление на императорской сцене…


#библиотека #выставка #балерина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7140) от 31.03.2022 под заголовком «Не тот костюм Матильды».


Комментарии