В сторону Дягилева. Чем удивил международный фестиваль искусств в Петербурге

Нынешний X международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» в очередной раз удивил широким размахом мероприятий и высоким качеством спектаклей. Опера, балет, современный танцтеатр, полижанровые миксты, фотовыставка, лекции и научные штудии, интеллектуальная игра «В круге Дягилевом. Кто есть кто?» - все это многоголосие событий резонировало масштабу личности самого Сергея Павловича Дягилева, необычайной широте его творческих устремлений.

В сторону Дягилева. Чем удивил международный фестиваль искусств в Петербурге | Выступление легендарного дуэта Аны Лагуна и Матса Эка. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Выступление легендарного дуэта Аны Лагуна и Матса Эка. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Главный лейтмотив фестивальной программы этого года - наследие дягилевских Ballets Russes как источник вдохновения для современных хореографов, импульс для возникновения пластических новаций в XX - XXI столетиях. Одним из ярчайших впечатлений в этом плане стал спектакль «Идиот» по роману Федора Достоевского в постановке японского хореографа Сабуро Тешигавары. Несмотря на то что постановка не имеет непосредственного отношения к репертуару легендарной антрепризы, «по уровню новации это абсолютно дягилевский феномен», убеждена художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица.

Всемирно признанный хореограф, создатель компании Karas, Тешигавара не только активно ставит по всему миру (сотрудничал с Парижской национальной оперой, Баварским государственным балетом, Нидерландским театром танца, Франкфуртским балетом и др.), но и, будучи художником по первому образованию, участвует в выставочных проектах, является автором костюмов, светового и звукового дизайна во всех своих постановках. Ведомый желанием «раскрыть движение в словах Достоевского», хореограф воссоздает не сюжет романа, а его эмоционально-психологическую атмосферу, его глубинную философскую суть. Использование выразительных средств ограничено до предела: действие разворачивается в пустом, пугающе черном сценическом пространстве, где непрерывное призрачное дрожание света лишь усиливает общее гнетущее ощущение.

Драматургия спектакля соткана из монологов и диалогов в исполнении самого Тешигавары и его давней партнерши-ассистентки Рихоко Сато. В перипетиях их отношений угадываются образы различных героев романа: князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Аглаи, Рогожина. Танец 67-летнего хореографа производит сильнейшее впечатление. Текучая, пульсирующая пластика напоминает движение воздуха, песка, потоков невидимых энергий, проводником которых является тело героя. В других эпизодах артист движется так, будто не способен контролировать свои физические реакции. Полусогнутые колени, скрюченная спина, дрожащие кисти рук, «заикающаяся» пластика становятся визуальной метафорой потерянности и внутренней уязвимости героя.

Совершенно удивительны в спектакле дуэтные сцены. В них танцовщики лишь единожды касаются друг друга, но при этом между ними непрерывно ощущается сильная энергетическая связь. Подобно видению, вальсирует перед потрясенным героем дама в черном атласном платье - и постепенно унимается его дрожь, выпрямляется спина, в свободном полете взмывают над головой руки... И вот он уже кружит рядом с ней под щемящий мотив «Русского вальса» Дмитрия Шостаковича. Кажется, что водоворот этого страстного, пьянящего танца объединяет героев лучше любых прикосновений.

К спектаклю Сабуро Тешигавары неприменимы привычные жанровые определения. Это не балет, не буто и не contemporary dance, а уникальная авторская постановочная эстетика. Не случайно именно Тешигавара стал обладателем главной награды фестиваля - приза «Удиви меня!» (приз назван по знаменитой фразе Дягилева, обращенной к Жану Кокто). Среди его обладателей прошлых лет - хореографы Джон Ноймайер, Борис Эйфман, Анжелен Прельжокаж, Матс Эк, композитор Кшиштоф Пендерецкий, дирижер Теодор Курентзис и другие.

Радикальным контрастом постановочному аскетизму «Идиота» выглядела драма-опера-балет «Кармен», еще одно эффектное событие последней недели фестиваля. Созданный с барочной пышностью спектакль по-новому интерпретирует дягилевскую идею синтеза искусств. Такое многообразие стилей и форм идейный вдохновитель и продюсер проекта Павел Каплевич называет «полиформой», отвергая ставшее уже привычным понятие «мультижанра». Соавторами эксперимента выступили режиссер Максим Диденко, художник Айдан Салахова, хореограф Владимир Варнава, поэт Михаил Чевега, автор музыкальной обработки Алексей Сюмак и дирижер Филипп Чижевский. Достоинство спектакля заключается в гармоничном соотношении всех компонентов сценического синтеза, которые не повторяют на разные голоса одну и ту же идею, но взаимодействуют, расширяя и дополняя смысловое пространство друг друга. Так, возвышенная неоклассическая пластика Кармен и Хозе (их партии исполняют прима-балерина Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Ксения Шевцова и солист театра «Балет Москва» Эдуард Ахметшин) рисует образ идеальной любви, не знающей мук и потрясений. За историю взаимоотношений героев отвечает оперное действие и его главные участники: приглашенная солистка Большого театра меццо-сопрано Карина Хэрунц (Кармен) и солист «Новой оперы» Хачатур Бадалян (Хозе). Самая же важная смысловая нагрузка выпадает актеру театра «Ленком» Игорю Миркурбанову, воплощающему образ Хозе на склоне лет. Сценическое повествование - проекция его воспоминаний и мучительных галлюцинаций, терзающих душу героя в последние часы перед казнью.

Настоящим подарком публике стало выступление легендарного творческого тандема - шведского хореографа Матса Эка и его супруги балерины Аны Лагуны. Почетные гости фестиваля прошлого года, они не только вновь посетили северную столицу, но и исполнили обжигающе искренний и в то же время сдержанный и мудрый дуэт «Память» (также в программе вечера были показаны балет Матса Эка «Топор» и постмодернистский парафраз Алексея Мирошниченко «В сторону лебедя»). В нем немолодые хореограф и балерина не изображают никаких персонажей, а танцуют на глазах у зрителей собственную жизнь, ее яркие эмоции и неугасшие чувства. На сцене - привычная для балетов Эка мебель: кресло, тахта, телевизор, торшер и дверь, переступив порог которой, герой попадает в пространство воспоминаний. Первые волнующие встречи, страстные объятия, размолвки, ребенок, мечтательность юности и грустная самоирония зрелости - все это танцуется с обезоруживающей честностью и телесной откровенностью.

Фестиваль закончился, но его своеобразным постскриптумом станет цикл кинопоказов о Матсе Эке и Ане Лагуне в рамках видеолектория Музея театрального и музыкального искусства (6 декабря, 18.00). В его программе - фильм «Старуха и дверь» с участием матери Эка, знаменитой танцовщицы и хореографа Биргит Кульберг, а также фрагменты знаковых спектаклей хореографа.

 

#спектакль #фестиваль #искусство #хореография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «В сторону Дягилева».


Комментарии