В Санкт-Петербургской Консерватории закрыли кафедру музыкальной критики

Среди обычаев, неизменно чтимых музыкантами в Ленинграде - Петербурге в последние десятилетия, - дружеские собрания в Музее Консерватории по случаю юбилеев и других значимых событий в музыкальной жизни. Гостеприимная хозяйка музея, его создательница, профессор Эра Суреновна Барутчева радушно встречала гостей. Здесь же проходили заседания кафедры музыкальной критики. Проходили? Отчего же об этом приходится говорить в прошедшем времени?

В Санкт-Петербургской Консерватории закрыли кафедру музыкальной критики | Фото: Pixabay / stevepb

Фото: Pixabay / stevepb

Помню, 35-летие кафедры музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории почти совпало с юбилеем Ларисы Георгиевны Данько, бессменной заведующей кафедрой со дня ее основания. И юбилейная международная научная конференция после приветствий от ректората Консерватории открылась докладом Данько: «Кафедра музыкальной критики: вчера, сегодня, завтра». Да вот только совсем скоро «завтра» кафедры исчезло из планов ректората Консерватории (как нам объяснили, в связи с оптимизацией). И кафедру музыкальной критики... упразднили.

А ведь именно тогда, в преддверии 150-летия Санкт-Петербургской консерватории, уместно было напомнить, что среди ее выпускников «рубинштейновского призыва» рядом с П. И. Чайковским мы называем имя Г. А. Лароша - первого русского музыкального критика с консерваторским образованием. Цепь блистательных имен - от Б. В. Асафьева, приглашенного в 1925 г. для создания музыковедческого факультета, до «отцов-основателей» кафедры музыкальной критики А. Н. Сохора и

М. С. Друскина - украсила новейшую историю русской мысли о музыке. Первая и до поры единственная в России специальная кафедра вела курсы, сугубо современные: «Основы композиции новой музыки», «Музыкальный театр ХХ века», «Музыкальная критика и СМИ», «Музыкальная журналистика», «История джазовой музыки», «Массовая музыкальная культура»...

Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Знаю, многие коллеги вместе со мной испытывают ностальгию - и не столько по закрытым штатным должностям, сколько по утраченной атмосфере профессионального общения. Критика - неотъемлемая (но и особая!) отрасль музыкознания; фантастический взлет российской науки о музыке в ХХ веке стал возможен благодаря фундаменту, заложенному русской музыкальной критикой в предыдущие столетия.

Но еще больше все ностальгируют по той человеческой обстановке, которая отличала кафедру. По ее климату, который способствовал повседневной работе.

Деятельность кафедры, которой Лариса Георгиевна отдала полжизни, не ограничивалась узко понимаемой спецификой критики. Выступления членов кафедры в печати и на конференциях касались фундаментальных научных проблем рядом с насущными вопросами музыкальной эстетики, социологии. Они противостояли опасным тенденциям в современной музыкальной журналистике - прежде всего капитуляции перед наступающей по всему фронту индустрией развлечений, перед откровенным гламуром. Напротив - они посвящали свой труд просветительству, памятуя о благодетельной роли, которую музыкальная критика и журналистика играют в деле приобщения к музыке новых поколений. В упомянутом выше вступительном докладе Данько прозвучало предложение - преобразовать кафедру музыкальной критики в кафедру критики и современных проблем музыкального искусства.

Лариса Георгиевна была автором cборника очерков и статей «Константы музыки», монографий об опере ХХ века, о творчестве С. С. Прокофьева, выступала как музыкальный публицист...

На днях мы простились с Ларисой Георгиевной, скончавшейся на 89-м году жизни. Годом раньше проводили в последний путь Эру Суреновну Барутчеву - «хозяйку» Музея Консерватории. Мы верим, что историческая справедливость восторжествует: в отреставрированном консерваторском здании вновь откроется музей, а в его стенах продолжатся заседания возрожденной кафедры музыкальной критики...

#консерватория #музыка #обучение #кафедра

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6710) от 02.07.2020 под заголовком «Как вернуть кафедру?».


Комментарии