В Санкт-Петербургской Консерватории закрыли кафедру музыкальной критики

Среди обычаев, неизменно чтимых музыкантами в Ленинграде - Петербурге в последние десятилетия, - дружеские собрания в Музее Консерватории по случаю юбилеев и других значимых событий в музыкальной жизни. Гостеприимная хозяйка музея, его создательница, профессор Эра Суреновна Барутчева радушно встречала гостей. Здесь же проходили заседания кафедры музыкальной критики. Проходили? Отчего же об этом приходится говорить в прошедшем времени?

В Санкт-Петербургской Консерватории закрыли кафедру музыкальной критики | Фото: Pixabay / stevepb

Фото: Pixabay / stevepb

Помню, 35-летие кафедры музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории почти совпало с юбилеем Ларисы Георгиевны Данько, бессменной заведующей кафедрой со дня ее основания. И юбилейная международная научная конференция после приветствий от ректората Консерватории открылась докладом Данько: «Кафедра музыкальной критики: вчера, сегодня, завтра». Да вот только совсем скоро «завтра» кафедры исчезло из планов ректората Консерватории (как нам объяснили, в связи с оптимизацией). И кафедру музыкальной критики... упразднили.

А ведь именно тогда, в преддверии 150-летия Санкт-Петербургской консерватории, уместно было напомнить, что среди ее выпускников «рубинштейновского призыва» рядом с П. И. Чайковским мы называем имя Г. А. Лароша - первого русского музыкального критика с консерваторским образованием. Цепь блистательных имен - от Б. В. Асафьева, приглашенного в 1925 г. для создания музыковедческого факультета, до «отцов-основателей» кафедры музыкальной критики А. Н. Сохора и

М. С. Друскина - украсила новейшую историю русской мысли о музыке. Первая и до поры единственная в России специальная кафедра вела курсы, сугубо современные: «Основы композиции новой музыки», «Музыкальный театр ХХ века», «Музыкальная критика и СМИ», «Музыкальная журналистика», «История джазовой музыки», «Массовая музыкальная культура»...

Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Знаю, многие коллеги вместе со мной испытывают ностальгию - и не столько по закрытым штатным должностям, сколько по утраченной атмосфере профессионального общения. Критика - неотъемлемая (но и особая!) отрасль музыкознания; фантастический взлет российской науки о музыке в ХХ веке стал возможен благодаря фундаменту, заложенному русской музыкальной критикой в предыдущие столетия.

Но еще больше все ностальгируют по той человеческой обстановке, которая отличала кафедру. По ее климату, который способствовал повседневной работе.

Деятельность кафедры, которой Лариса Георгиевна отдала полжизни, не ограничивалась узко понимаемой спецификой критики. Выступления членов кафедры в печати и на конференциях касались фундаментальных научных проблем рядом с насущными вопросами музыкальной эстетики, социологии. Они противостояли опасным тенденциям в современной музыкальной журналистике - прежде всего капитуляции перед наступающей по всему фронту индустрией развлечений, перед откровенным гламуром. Напротив - они посвящали свой труд просветительству, памятуя о благодетельной роли, которую музыкальная критика и журналистика играют в деле приобщения к музыке новых поколений. В упомянутом выше вступительном докладе Данько прозвучало предложение - преобразовать кафедру музыкальной критики в кафедру критики и современных проблем музыкального искусства.

Лариса Георгиевна была автором cборника очерков и статей «Константы музыки», монографий об опере ХХ века, о творчестве С. С. Прокофьева, выступала как музыкальный публицист...

На днях мы простились с Ларисой Георгиевной, скончавшейся на 89-м году жизни. Годом раньше проводили в последний путь Эру Суреновну Барутчеву - «хозяйку» Музея Консерватории. Мы верим, что историческая справедливость восторжествует: в отреставрированном консерваторском здании вновь откроется музей, а в его стенах продолжатся заседания возрожденной кафедры музыкальной критики...

#консерватория #музыка #обучение #кафедра

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6710) от 02.07.2020 под заголовком «Как вернуть кафедру?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?