В Русском музее открылась выставка «Художники и коллекционеры»
Русский музей показал выставку непростую для публики и очень важную в собственной истории. Достаточно сказать, что она демонстрирует полторы тысячи произведений разных жанров и времени создания, располагается одновременно в Корпусе Бенуа, Инженерном замке, Строгановском и Мраморном дворцах. За один день не посмотреть.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Идея грандиозного проекта обозначена в его названии «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2012. Избранное». Он приурочен к 125-летию музея, это подношение тем, кто внес вклад в его создание и развитие.
Прежде всего это императоры. При рождении музей получил имя Александра III, задумавшего учредить государственное собрание отечественного искусства, коллекции которого вошли в его основу. Заметный вклад внес исполнивший волю отца Николай II, и не только он. Когда готовилась выставка, организаторы удивились, как много попавших в музей вещей было куплено и подарено первыми лицами государства и членами императорской семьи.
Николай I в свое время купил для залов Нового Эрмитажа «Последний день Помпеи» Брюллова и «Медного змия» Бруни. Александр III покупал картины Семирадского, Сурикова, Репина, Васнецова. Приобретения Николая II _ «Волна» Айвазовского, «Покорение Ермаком Сибири» Сурикова, «Запорожцы» Репина, «Христос и грешница» Поленова... Эти вещи известны из учебников, они вошли в постоянную экспозицию давно. Не было резона их оттуда изымать и переносить в выставочное пространство. Они остались на месте, обозначенные как дары.
После открытия музея стало модно делать ему ценные дары из личных владений. Так поступали княгиня Мария Тенишева, граф Дмитрий Толстой, князь Владимир Аргутинский-Долгоруков. Дочери Венецианова передали музею произведения из семейного собрания. То же сделала супруга Григория Гагарина после его посмертной выставки. Художники Шишкин, Серов, Репин дарили музею свои работы...
Традиция не прерывалась в советское время и наши дни. На этикетках имена коллекционеров Бориса Окунева, Григория Левитина, Евдокии Глебовой, братьев Якова и Иосифа Ржевских... Собрание пополняется переданными музею работами современных художников.
Выставка – групповой портрет дарителей. Показать все дары невозможно. В коллекции Окунева 400 произведений. В их числе «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина – вещь, без которой собрание Русского музея невозможно представить. Дар Глебовой – 300 произведений из собрания Павла Филонова, больше 1000 – в коллекции Ржевских... Пришлось отказаться от широкого показа коллекций, которые публика видела на выставках частных собраний, с 1985 года проходивших в музее.
Теперь об архитектуре выставки. Огромный материал структурирован, вероятно, по единственно возможному в данном случае принципу – хронологически, по времени создания произведений.
Самые ранние – памятники древнерусского искусства, живопись и графика художников XVIII – первой половины XIX столетия представлены в Михайловском замке. Здесь иконопись, в 1990-е годы, поступившая в музей от художницы Татьяны Мавриной. Рисунки и акварели Кипренского, Венецианова. Брюллова, а также иностранных мастеров, работавших в России, – дар музею от княгини Марии Тенишевой. Здесь же произведения живописи и графики, подаренные наследниками Брюллова, Шебуева, Гагарина и других живописцев.
Залы Корпуса Бенуа заполнила живопись, графика и скульптура работы русских мастеров XIX – середины ХХ века: Верещагина, Серова, мастеров «Мира искусства», Николая Рериха, Филонова, Малевича... Это покупки Александра III и Николая II, дары семьи Боткиных и Марии Тенишевой, наследников художников и коллекционеров.
Мраморный дворец, где в постоянной экспозиции давно присутствуют работы российских мастеров актуальных направлений – дар немецких коллекционеров Петера и Ирены Людвиг, а также произведения из собрания братьев Ржевских, дополнила советская живопись 1960 – 1980-х годов и современное отечественное искусство, в основном дары авторов.
Наконец, в Строгановском дворце представлено народное и декоративно-прикладное искусство, а также гравюра и нумизматика.
Как сказал Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII– первой половины XIX века, во многом Русский музей – институция уникальная и по составу экспозиции, и по количеству даров. Не исключено, что это единственный в мире музей национальной художественной культуры, в котором представлены все виды пластических искусств – изобразительный фольклор, гравюра, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство, блестящая коллекция живописи всего периода истории развития.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Групповой портрет дарителей».
Комментарии