В РНБ открылась выставка о мигрантах в истории России

«Когда мы открыли эту выставку, то столкнулись с тем, что само выражение «трудовые мигранты» очень многие воспринимают как нечто оскорбительное или по крайней мере пренебрежительное. В соцсетях одна посетительница даже возмутилась: как вы посмели причислить к мигрантам Феофана Грека?!» — улыбается заведующая информационно-библиографическим отделом Надежда Веденяпина. Она же — создательница экспозиции «Достойный трудится для человечества»: мигранты в истории России».

В РНБ открылась выставка о мигрантах в истории России | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Мы рассказываем о специалистах, которые по различным причинам (зачастую — не от хорошей жизни) не находят применения на своей родине, приезжают в другую страну и предлагают там свои услуги. В известной степени первым в России трудовым мигрантом был легендарный Рюрик. А уж упомянутый Феофан Грек и подавно: он был ­известен как живописец в Византии, но ему было выгодно приехать в ­Московское царство, поскольку здесь было больше возможностей. Подобная история и с зодчим Аристотелем ­Фиораванти, строителем Успенского собора Московского Кремля, — говорит Веденяпина.

На заработки приезжали не только художники и архитекторы. Недаром среди экспонатов выставки — изданный еще до революции «Указатель мастеров, русских и иноземцев, горного, металлического и оружейного дела и связанных с ними ремесел и производств, работавших в России до XVIII века».

Классическая эпоха трудовых мигрантов — Петровская. Лишь три фигуры из близкого круга царя-реформатора: Патрик Гордон, приехавший в Россию еще при государе Алексее Михайловиче, Франц Лефорт и Яков Брюс, которому приписывают создание лунного календаря. Архитекторов-первостроителей Петербурга тоже с полным правом можно назвать трудовыми мигрантами. И Доменико Трезини, и Жан-Батиста Леблона, и старшего Растрелли…

Организованная трудовая миграция в Россию — это в первую очередь проект Екатерины II по привлечению германских подданных. Переселенцы обосновались в Новороссии, Крыму, в Поволжье и в Санкт-Петербургской губернии.

С внутренней трудовой миграцией была напрямую связана аграрная реформа Столыпина, начатая им в 1906 году. Около трех миллионов человек были перемещены в Сибирь и на Дальний Восток. Программа была государственной, на выставке представлены материалы, издававшиеся в помощь тогдашним мигрантам.

Одна из брошюр носит весьма характерное название: «Для переселенцев, ходоков и рабочих из Европейской России». Ниже — важное примечание: «Каждый должен знать, что только имея собственные средства для начала устройства хозяйства, можно решиться на водворение на новом месте: нельзя рассчитывать только на казенную ссуду».

В советское время также ­осуществлялись масштабные государственные проекты, связанные с внутренней трудовой миграцией, — говорит Веденяпина. — Самые успешные — возведение гигантов индустриализации, освоение целинных земель и сооружение БАМа. Напомню и про комсомольские стройки. Люди достаточно охотно переезжали, потому что им предоставляли работу и бесплатное жилье.

Послевоенное заселение опустевшего Карельского перешейка — тоже в немалой степени результат трудовой миграции.

Мне этот факт особенно близок, поскольку связан с историей моей семьи, и фотокарточки из домашнего альбома стали частью экспозиции, — поясняет создательница выставки. — Бабушка с моим отцом в августе 1941 года эвакуировались из Ленинграда в Ярославскую область, а вернуться обратно не имели возможности, поскольку не от кого было получить приглашение: дед погиб в блокаду. И его сестра, ставшая агрономом в только что созданном совхозе в Рощине, бывшем селе Райвола, оформила им вызов…

Любопытно, что Российская национальная библиотека сегодня весьма популярна у трудовых мигрантов. Дело в том, что уже много лет в отделе картографии они могут получить справку, которая требуется для оформления гражданства. Документ касается того, как прежде назывался населенный пункт, в котором родился человек, и как он именуется нынче. Уже много лет РНБ — единственное место в Петербурге, где выдают подобную справку. Услуга пользуется спросом.


#РНБ #выставка #мигранты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7305) от 24.11.2022 под заголовком «Переселенцы и ходоки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?