В Президентской библиотеке представили цветные фотодиапозитивы Николая Пинегина

Цветные фотодиапозитивы художника и писателя Николая Пинегина, участника полярной экспедиции Георгия Седова, впервые представлены широкой публике на выставке в Президентской библиотеке. На снимках — виды Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, судно «Святой мученик Фока», палаточный лагерь, охота на морского зайца и белого медведя. Изображения самого Георгия Седова, больного цингой, и других участников экспедиции…

В Президентской библиотеке представили цветные фотодиапозитивы Николая Пинегина | Палаточный лагерь экспедиции Георгия Седова на ледяном покрове Новой Земли. / ФОТО из собрания Северного морского музея

Палаточный лагерь экспедиции Георгия Седова на ледяном покрове Новой Земли. / ФОТО из собрания Северного морского музея

Диапозитивы на стекле были изготовлены в петербургском фотоателье Шпаковской-Смирницкой в 1915 году и предназначались для демонстрации в синематографах. В начале 1990‑х годов вдова Пинегина передала их в Северный морской музей в Архангельске. Всего около 80 снимков.

Несмотря на то что стекла зачастую потрескались, ­качество изображений очень высокое, они резкие, четкие, их можно ­масштабировать до больших размеров. Часть снимков была сделана полярной ночью, тем не менее на них все хорошо видно, — поясняет сотрудник выставочного отдела Президентской ­библиотеки Нина Логинова.

примус.jpg

ФОТО из собрания Северного морского музея

Экспедиция была поистине народной: деньги собирали по подписке со всей страны, даже государь император пожертвовал десять тысяч рублей. Покорение Северного полюса кроме всего прочего предполагалось посвятить 300‑летию дома Романовых.

Георгий Седов писал начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту Борису Вилькицкому: «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор… Мы докажем всему миру, что русские способны на этот подвиг».

Утром 28 августа 1912 года Седов в последний раз обнял ­супругу и ступил на борт парохода. «Я знаю, что Верочка ждет меня только с победой. Она верит. Не зря ей дано такое имя. Я ­чувствую силу, когда думаю о ней, и, пока она ждет меня, ничего дурного случиться не может», — писал Седов в своем дневнике.

Вел хронику экспедиции и Николай Пинегин. В начале второй зимовки, возвращаясь с одиночного похода к острову Скотт-Келти, он едва не погиб, провалившись под лед в двух ­километрах от судна. Но обошлось без ­последствий, даже без насморка.

План Седова достичь Северного полюса санным путем, взяв с собой двух матросов, Пинегин охарактеризовал в своем дневнике как безумие. Однако никакие уговоры не действовали, на все аргументы Седов отвечал: «Все это так, но я верю в свою звезду». 13 февраля 1914 года он попросил Пинегина сфотографировать его, и это оказался последний снимок Седова. Через два дня он выступил в поход с двумя матросами. Они вернулись через месяц и сообщили о смерти командира…

Несколько лет назад «Российская газета» организовала экспедицию по следам экспедиции Седова. Журналисты отправились в путь вместе с представителями Северного морского музея, фотокорреспонденты получили возможность запечатлеть те же самые места, что и Пинегин, даже нашли те же самые точки съемки. Эти снимки также представлены на выставке в Президентской ­библиотеке.

Лично меня поразило, что ­Арктика, которую мы зачастую воспринимаем однотонной, серо-белой, на самом деле совсем другая. Ярко-синее небо, коричнево-зеленые тона природы. Такова она и на современных снимках, и на старинных диапозитивах Пинегина, — говорит Нина Логинова.

33.jpg

ФОТО из собрания Северного морского музея

Любопытно, что и на тех и на других фотографиях можно увидеть Дом Эйры на острове Белл — старейшую постройку на Земле Франца-Иосифа. Внешне, казалось бы, ничем не примечательный деревянный сарай. Но история у него удивительная: его построили в 1881 году участники экспедиции британца ­Бенджамена Ли Смита. Этот сборный норвежский щитовой дом они привезли с собой.

Почему «Эйра»? Так называлась шхуна экспедиции, раздавленная льдами через несколько дней ­после высадки на острове Белл. Мореходы выжили и на шлюпках добрались до Новой Земли. Примечательно то, что после 1881 года в Доме Эйры побывали полярники многих экспедиций, на стенах они оставляли свои автографы. Расписался там и Николай Пинегин.

Удивительно, как эта постройка вообще сохранилась, ведь за все время существования ее ни разу не ремонтировали. ­Реставраторы из Петербурга и Москвы, несколько лет назад ­обследовавшие ее состояние, были поражены качеством изготовления конструкций, однако признали, что памятнику срочно нужна реставрация, иначе он ­рискует погибнуть. Ныне Дом Эйры находится на особо охраняемой территории национального парка «Русская Арктика».

#фотография #президентская библиотека #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7133) от 22.03.2022 под заголовком «Автографы на Доме Эйры».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?