В Петропавловской крепости работает выставка «Египетские мотивы в истории Петербурга»
Она приурочена к 320‑летию города на Неве. Около ста произведений искусства, книг, фотографий и афиш из фондов Музея истории Петербурга, других государственных и частных собраний показывают, какой популярностью пользовалась и пользуется древняя культура в Северной столице России.
Иван Васильев. «Старая Свердловская набережная» (фрагмент). 1986 г. /РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Совсем недавно в Эрмитаже завершился показ огромного проекта «Египтомания», он рассказывал о расшифровке египетской письменности, моде на сфинксов и обелиски, пик которой пришелся на рубеж XVIII и XIX веков, но ощущается до сих пор. Музей истории Петербурга постарался не повторять глобальный контекст, предложенный коллегами из Эрмитажа, а сфокусировался на локальных, а потому менее известных, петербургских последствиях интереса к Древнему Египту.
Выставка состоит из трех глав: их можно условно назвать «источники», «архитектура», «театр и визуальные искусства». В первой показаны роскошные книги и альбомы, которые сделали египетское наследие известным в России. В 1802 году вышло «Путешествие в Верхний и Нижний Египет» барона Доминика Виван-Денона, гравера, руководителя художественной части наполеоновской экспедиции, первого директора Лувра. Почти через 20 лет — «Атлас путешествий, исследований и открытий по Египту и Нубии» Джованни Батиста Бельцони, археолога, который сотрудничал с Жан-Франсуа Шампольоном, расшифровавшим египетские тексты. Вскоре после выхода этой книги Бельцони посетил Россию, так что здесь образованные люди узнали о его походах.
В 1840 году уже в Петербурге вышла книга Авраама Норова, русского путешественника и государственного деятеля, «Путешествие по Египту и Нубии в 1834 – 1835 гг.». Это издание стимулировало интерес в России к Египту как туристическому объекту. В 1890 – 1891 годах будущий Николай II провел там две недели, фотографии титулованной российской группы на фоне пирамид представлены на выставке.
Второй зал посвящен в основном архитектуре, любопытны проекты пристани у Академии художеств, которые разработали Константин Тон и Огюст Монферран, когда в этом месте решили установить сфинксов. Было реализовано предложение Тона, более простое и строгое. В 1909 году архитекторы Мариан Лялевич и Андрей Пшеницкий создали проект нового Египетского моста через Фонтанку взамен рухнувшего цепного. Сохранив сфинксов, хорошо нам известных, они предложили дополнить обелисками четыре береговые опоры. Проект утвердила Городская дума, но он не был реализован. Также остался на бумаге эскиз декора уличных фонарей в виде египетских обелисков, созданный известным архитектором Николаем Лансере. Трогательный рисунок сделала его коллега Анна Лейман, подпись к нему такая: «Конкурсный проект памятника защитникам Ленинграда в память прорыва блокады». Главное здесь дата: 1943. Позже Лейман участвовала в проектировании жилых домов в Ленинграде. Центром этого зала и, пожалуй, всей выставки является пара кресел с резными подлокотниками в виде сфинксов. Они изготовлены в Петербурге по эскизу Лео фон Кленце, архитектора, автора проекта здания Нового Эрмитажа. Выглядят кресла современно, судя по виду, мебель удобная.
В третьем зале много театральных материалов. Афиши и программки оперы «Аида» Верди, балета «Дочь фараона» Цезаря Пуни и других спектаклей ленинградских театров напомнят, что египетская тема не сходит со сцены в буквальном и переносном смыслах. В XXI веке ее поддержали парные аллегорические скульптуры «Скрипка-Сфинкс», выполненные арт-группой «Студия креативной вещи» и посвященные композитору Андрею Петрову. Оригиналы установлены в сквере Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте, на выставке представлена модель. В сопроводительном тексте музейщики намекают, что египетская тема в Петербурге будет продолжена. Что касается спектаклей, то премьера возрожденной постановки балета «Дочь фараона» состоялась в марте в Мариинском театре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7429) от 05.06.2023 под заголовком «Зов фараонов».
Комментарии