В Петропавловской крепости открылась новая постоянная экспозиция

В Никольской куртине Петропавловской крепости открылась новая постоянная экспозиция - «Предметный мир модерна».

В Петропавловской крепости открылась новая постоянная экспозиция | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Представляя ее на вернисаже, директор Музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин признался: «Мне нравится этот стиль - очень питерский, спокойный, интеллигентный. Мне бы очень хотелось, чтобы эта экспозиция стала востребованной». А историк архитектуры и знаток модерна Борис Кириков добавил: «Есть теоретики, которые доказывают, что стиля модерн не было, что был некий «период в истории искусства». Их надо в обязательном порядке пригласить сюда».

Действительно, экспозиция получилась цельной и убедительной. Низкие своды куртины не вполне соответствуют духу модерна, но кураторы и дизайнер справились с этим: они сумели превратить неудобное пространство в подобие жилых (живых) комнат.

Свет приглушен, стены выкрашены в мягкий оливковый цвет. Главное место отведено мебели. Плавно изогнутые ножки стульев, резной декор спинок, обивка с растительным орнаментом, зеркала, диваны, хрупкие этажерки - эти замечательные комплекты, легкие и элегантные, способны преобразить любое помещение. Рядом представлены торшеры, похожие на сияющие цветы, подсвеченные витражи, каминные часы, настольные лампы со вставками из цветного стекла и смальты, фарфоровые статуэтки, вазы...

«У меня есть почти такая же подставка для ножей!», «Мой папа подарил маме на годовщину свадьбы такую сухарницу!» - подобные фразы звучали на открытии экспозиции много раз. И неудивительно. Вещи, подобные тем, что выставлены теперь в витринах, бережно хранятся во многих петербургских домах. Хотя далеко не все используются по назначению. «Поднос для визиток», «подставка для фруктовых ножей», «сухарница», «корзинка для сахара» - эти очаровательные архаизмы теперь превратились в объекты любования. Именно они придают выставке особую теплоту и заставляют вспомнить о том, насколько относительно понятие времени. 100 лет - давно это или недавно?

Еще одна отличительная особенность экспозиции - здесь представлены как уникальные работы знаменитых фирм, так и тиражные изделия мелких фабрик. Что неудивительно - модерн в отличие от других стилей был всеобъемлющим, он очаровал и взял в плен самые разные слои общества. Стоило в модном парижском салоне появиться новинке, как в разных концах Европы мастера начинали создавать более доступные по цене копии и подражания.

Среди самых интересных памятников куратор выставки Людмила Кирикова называет вазу с изображением лилий, изготовленную в 1894 году на Королевской мануфактуре Дании, в Копенгагене. Автор формы - Арнольд Эмиль Крок, а расписала сине-голубую красавицу Дженни Софи Мейер. Не менее хороши (томно очаровательны, утонченно элегантны) работы мануфактуры Эмиля Галле (дизайнера, прославившегося вазами из многослойного стекла с растительными, пейзажными, морскими мотивами).

Среди фарфоровых статуэток попадаются весьма забавные, ориентированные на менее требовательный вкус. Например, довольно подробная композиция «Голуби» (изделие немецкой фарфоровой фабрики «Фасольд и Штраух») или вполне реалистичная «Свинья лежащая» (от Королевской фарфоровой мануфактуры Дании). Впрочем, авторы выставки уверяют, что фарфоровый поросенок по модели того же скульптора, Эрика Нильсена, был замечен в петергофском Коттедже, в кабинете вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая дурным вкусом не страдала.

Художники, стоявшие у истоков стиля модерн, надеялись, что созданное ими прекрасное окружение приведет к появлению человека нового типа. Они стремились привнести красоту в повседневную жизнь («Красоту - в каждый дом!»), придать каждой вещи художественную выразительность. Зачастую это удавалось. И хотя чуда не произошло, идея в целом была неплоха. На выставке в Музее истории Петербурга это ощущается особенно остро. И вновь кажется, что, окружив себя красотой, можно стать если не лучше, то немножко счастливее.

#выставка #Петропавловская крепость #модерн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (6602) от 14.01.2020 под заголовком «Красоту заключили в крепость».


Комментарии